Немногие знают, что существует несколько Эфесов. Чтобы разобраться в этом вопросе, надо поговорить о событиях далекого прошлого. В 4 километрах от известного всему миру древнего города Эфес находится высокий холм Аогас (по-турецки Аясулук). Здесь в XIV веке до нашей эры поселились хетты, они контролировали отсюда всю округу  и даже построили для защиты замок Аласас. Вплоть до XII века до нашей эры это поселение являлось столицей древнего хеттского государства Арцава. В XII-X веках до нашей эры в эти места пришли греческие поселенцы. Они ассимилировались с местным населением и даже трансформировали название города-крепости Аласас в Эфесос, то есть в Эфес (в археологии он называется Эфес I). Повторюсь, находился этот древнейший город на высоком холме.

В 560 году до нашей эры эти края захватил лидийский царь Крез – спонсор строительства храма Артемиды. Для возведения этого святилища было выбрано болотистое место под холмом, а само строительство продолжалось 120-150 лет.

После завершения строительства храма Артемиды царь Крез повелел переселиться всем жителям Эфеса с холма в низину и расселиться вокруг построенного святилища. В итоге целый город перебазировался в новое место (в археологии он известен как Эфес II). Именно сюда пришел великий полководец Александр Македонский и именно здесь решил профинансировать реконструкцию сгоревшего храма Артемиды.

Что касается всем нам известного античного Эфеса с огромным театром, библиотекой Цельсия, великолепной Агорой и прекрасными улицами, мощенными мрамором, то этот античный город начал строить в нескольких километрах от храма Артемиды один из военачальников Александра Великого, некий Лисимахон в 300 году до нашей эры. В археологии данный город называется Эфес III или «римский» Эфес. Мы с ним детально познакомились, когда гуляли по его улицам, любовались руинами храмов и фонтанов.

На фото: вид на остатки храма Артемиды, на руины Базилики Святого Иоанна, на мечеть и замок Аогос на вершине холма

Прошли века. Знаменитый на весь мир храм Артемиде давно перестал существовать, пришел в упадок античный Эфес, Эгейское море отошло от берега, гавань обмелела и перестала принимать торговые корабли, да и самой Римской империи к тому времени уже не было. На смену Риму пришла Византия, которая вела изнурительные войны и отбивалась от захватчиков. Ожидался грабительский набег арабов и император Византии в VII веке принял решение вновь перенести город Эфес к его истокам — на холм Аогос. В те времена на склонах холма уже стояла величественная базилика Святого Иоанна, которая нуждалась в защите.

Вокруг святыни решено было соорудить крепостную стену с башнями, а на вершине холма построить мощный замок. Правда, далеко не всё население города, разбросанное и вокруг остатков храма Артемиды, и в районе гавани пожелало перебраться за стены новой цитадели. Большая часть населения продолжала оставаться в «римском» Эфесе, в то время как в «византийском» городе, на вершине холма (археологи его знают как Эфес IV) разместились администрация и резиденция митрополита.

Вот такая история древнего города Эфеса, которая позволяет понять, почему городские постройки, храм Артемиды, места пребывания в Эфесе Иоанна Богослова и Богородицы так разбросаны по округе. И, тем не менее, и там, и там, и там, всё это Эфес. Мы с вами уже знакомы с «римским» Эфесом, давайте теперь познакомимся с достопримечательностями «византийского» города.

В 43 году нашей эры Иоанн Богослов вместе с Марией прибыл в Эфес из Иудеи, но поселились они не в «римском» городе, который тогда активно строился, а за его пределами. Богородица, например, стала жить в маленьком домике на склоне горы Бюль-Бюль, где и провела последние годы свои жизни.

На фото: домик Богородицы на склоне горы Бюль-Бюль

Где жил Иоанн Богослов доподлинно неизвестно, но зато мы знаем, что он прожил 100 лет, всю свою долгую жизнь активно проповедовал христианство, написал  знаменитое Откровение и похоронен в I веке нашей эры на безжизненном склоне холма Аогас недалеко от руин храма Артемиды.

Христиане вскоре возвели над его могилой небольшую церковь-мавзолей. К VI веку эта церковь пришла в упадок, и император Юстиниан I принял решение снести старую постройку и на ее месте построить огромный и красивый храм, сопоставимый по величию с храмом Святых Апостолов в Константинополе. Храм начали возводить в 548 году и завершили в 565 году. До конца IX века храм был местом паломничества в христианском мире и являлся одним из самых святых мест.

На месте старой церкви была выстроена базилика в виде латинского креста увенчанного шестью куполами. Она имела длину 130 метров и ширину 40 метров и входила в число семи величайших церквей поздней Античности. Построена Базилика была из кирпича и камня, а колонны из мрамора. Пять куполов храма опирались на твердые опоры в центре креста и в его углах. Погребальная камера апостола Иоанна располагалась под центральным куполом храма.

Сейчас на это место указывают четыре колонны ранневизантийского периода с монограммами Юстиниана I и его супруги Феодоры. Учитывая отсутствие воды на безжизненном холме, к храму был протянут акведук, вода из которого поступала в специальную цистерну. Для защиты от разграбления вокруг храма возвели высокую стену, а на вершине холма для контроля местности построили еще и замок. Надо сказать, что во время строительства этих фортификационных сооружений сильно пострадали постройки «римского» Эфеса, которые стали активно разбирать на стройматериалы.

А теперь немного легенд и сказаний. Апостол Иоанн Богослов прожил долгую жизнь и накануне смерти его посетил во сне Иисус Христос вместе с другими апостолами и сообщил, что в следующее воскресение он воссоединится с ним на небесах. Оставшееся время до своей кончины Иоанн провел со своими учениками, а когда наступило воскресенье отправился с ними в пещеру на холме, где в потоке яркого сияния исчез — вознесся на небо. Произошло это 8 мая (21 мая по новому стилю), поэтому православные отмечают этот день как праздник памяти Святого апостола Иоанна Богослова.

Вторая легенда гласит, что после сообщения Иисуса Христа апостол Иоанн повелел своим ученикам выкопать на склоне холме могилу, в которую он лег и велел засыпать себя землей. Ученики подчинились и, прикрыв лицо апостола платком, засыпали его землей и камнями. Спустя некоторое время ученики вернулись к могиле, и, раскопав ее, никого там не обнаружили, лишь странное сопение доносилось из-под земли — апостол Иоанн спал крепким сном под своей могилой.

На фото: место крещения детей и взрослых в Базилике Иоанна Богослова

Один раз в год, в ночь на 8 (21 мая) Святой Иоанн переворачивается с одного бока на другой и вокруг могилы поднимается тончайшая пыль, которая якобы обладает чудодейственными способностями исцелять болезни, продлевать жизнь и даже утихомиривать бури и штормы на море. В этот день и вплоть до конца X века тысячи паломников стекались к храму Святого Иоанна с надеждой собрать в специальные колбочки волшебную пыль, чтобы продлить свою жизнь или исцелиться.

На фото: вот и всё что осталось от грандиозного храма Артемиде

Слишком долгая история города Эфеса привела к тому, что он сначала оказаться в центре культа поклонения Артемиде и местом строительства ей грандиозного храма. Затем, спустя века, город стал местом, где зародилась вера и поклонение Деве Марии и местом погребения Иоанна Богослова — любимого ученика Иисуса Христа. Сколько же исторически важных событий видели эти места… Что же было дальше с этим городом, спросите вы?

В 1304 году «византийский» Эфес был захвачен турками-сельджуками, которые превратили его в столицу своего княжества (эмират Айдын). Замок Аогос на вершине холма стал использоваться в качестве резиденции эмира, а сам город переименовали в Аясолук. И хотя посещение замка всегда было под запретом, эмир не запрещал христианским паломникам приходить к Базилике Святого Иоанна, правда, за соответствующую плату. Время правления этого эмира, знатока и покровителя искусств, стало временем последнего расцвета и замка, и города Аясолук, то есть Эфеса.

На фото: вид на холм с замком и городок Сельчук с горы Бюль-Бюль

В конце XIV века сильное землетрясение повредило и Базилику на склоне холма и его крепкие стены, но окончательное разрушение произошло в 1402 году в результате нашествия Тамерлана. Город Аясолук был разорен, а замок и Базилика сильно пострадали. В 1425 году княжество сельджуков вошло в состав Османской империи. Эгейского моря отступило, изменилось русло реки Меандр и это привело к полному упадку Эфеса. В 1700 году город окончательно обезлюдел и только в 1870 году в связи со строительством железной дороги Айдын — Измир сюда потянулись сначала исследователи, а за ними и первые поселенцы. В результате к началу XX века на этой территории проживало около 200 человек. В 1914 году Аясолук переименовали в Сельчук — в честь турок-сельджуков впервые объявившихся в этом регионе в XII веке. В современном фермерском городке Сельчук проживает около 30 тысяч жителей. Городок славится великолепными урожаями персиков и является одним из важных исторических районов Турции, куда приезжают ежегодно десятки тысяч туристов посмотреть на остатки храма Артемиды, руины Базилики Святого Иоанна, мечеть Иса-Бей и стены большой крепости на холме.

Надо отдать должное туркам, они никогда не разрушали то, что было создано другими народами в минувшие века. Они всегда селились рядом и возводили недалеко от чуждых им остатков исторических объектов свои дома, мечети, бани…  Именно поэтому в Турции так хорошо сохранились руины христианских церквей, постройки Римской империи и Византии. Спасибо им за это…

СМОТРИТЕ «ПУТЕШЕСТВИЯ ПО УКРАИНЕ» НА МОЕМ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛЕ: «https://t.me/+Opz-Ntl_6e05YzAy