Обозначения на карте Эфеса: 1 – Улица Харбор;  2 – Большой амфитеатр Эфеса;  3 – Торговая площадь. Агора; 4  — Библиотека Цельса; 5 – Ворота Мазея и Митридата; 6 – Мраморная улица; 7 – Публичный дом (бордель); 8 – Дом на склоне холма; 9 – Общественные туалеты; 10 – Латрина; 11 — Баня Скаластика; 12 – Мозаика. Мощеный тротуар; 13 – Вход в бани Скаластика; 14 – Храм Адриана; 15 – Фонтан Трояна; 16 – улица Куретов; 17 – Ворота Геркулеса; 18 – Памятник Меммию; 19 – Храм Домициана; 20 – Алтарь; 21  — Список Куретов; 23 – Фонтан Полиомилита; 24 – Пританион; 25 – малый театр Одеон; 26 – Храм Исиды; 27 – Государственная Агора; 28 – Бани Вариуса.

Нижняя часть улицы Куретов изобилует интересными достопримечательностями. Прежде всего, это храм Адриана (14) – одно из наиболее хорошо сохранившихся и красивых зданий города. Он был построен в начале II века н.э. и реконструирован в IV веке неким Феодосием в честь своего отца (генерала Феодосия). Храм представлял собой фасад с четырьмя колоннами под треугольным фронтоном, в середине которого находилась арка, а в ней был помещен бюст богини Тихе, покровительницы Эфеса. Перед колоннами фасада можно увидеть постаменты для скульптур римских императоров, правивших Империей в 293 – 305 годах н.э. По фризу храма хорошо сохранились рельефы с изображением основателей города, семьи Феодосия и богов.

Напротив храма Адриана, на противоположной стороне улицы Куретов сохранились дома богатых жителей Эфеса (8). Они, как правило, двухэтажные. На первых этажах располагались гостиная и столовая, а на верхних – спальни. Полы домов были украшены мозаиками, а стены – фресками.

В домах существовала система отопления, которая предполагала прокладку глиняных труб внутри стен или под полом. У жителей этих домов была горячая и холодная вода, но не было окон, поэтому комнаты освещались через коридор, открытый на улицу. В некоторых домах состоятельных граждан на первых этажах располагались магазины.

На фото: Мозаичный пол в одном из богатых домов и мощеный тротуар

На задах храма Адриана скрываются развалины жилых домов и женская баня Скаластика (11, 13), где когда-то бил горячий источник. Построена она была в I веке, но восстановлена после землетрясения в IV веке некой христианкой. В ее честь баню и назвали. Для публики были доступны два входа. Баня имела 3 этажа и на верхнем был обустроен салон с центральным отоплением. Здесь находилась большая ванна, по-видимому, для VIP-гостей. На первом этаже располагались бани для народа с отделениями для горячей, теплой и холодной водой, а также раздевалки. Ванны Сколастика были самыми крупными в городе и имели даже отдельные комнаты, где гости города могли остановиться на несколько дней.

Частью бань Сколастика был общественный туалет Эфеса (9), вход в который находился он рядом с храмом Адриана. За посещение туалета доводилось платить. Это, пожалуй, первый платный туалет в мировой истории и как говорят выражение «деньги не пахнут» пошло именно отсюда. Туалет выглядел так — вдоль стены была установлена длинная мраморная лавка с отверстиями, под которой текла проточная вода. В центре туалетной комнаты стоял фонтан, так что посетители могли пообщаться друг с другом, обсудить дела и насладиться красотой фонтана и шумом струящейся воды.

Если мы еще чуть-чуть пройдем по улице Куретов, то оказываемся перед величественным фасадом библиотеки Цельса (4). Это сооружение является визитной карточкой Эфеса, как самое красивое и самое хорошо сохранившееся здание города. Библиотека Цельса была построена между 114 и 135 годами н.э. для римского ученого Тиберия Юлия Цельса и была богато украшена колоннами и статуями.

 

На фото статуя Ареты – греческой богини добродетели на фасаде библиотеки Цельса.

Это вторая по величине библиотека, построенная во времена античности, и она вмещала более 12 тысяч свитков. Фасад библиотеки Цельса состоял из двух уровней, но внутри библиотеки была еще вторая стена, которая защищала рукописи от влажности и колебаний температуры. Над дверями и на втором этаже библиотеки были сделаны большие окна, чтобы свет проникал в читальный зал библиотеки. Библиотека необычна тем, что внутри нее находится погребальная камера с саркофагом Цельса Полемеана. Это является большой редкость для римлян, так как разрешение на захоронение деятелей в общественных зданиях давалось очень редко и лишь для граждан с особыми заслугами. Камера находится в подвале под первым этажом библиотеки и к ней вел коридор, украшенный колоннами и статуями. Библиотека Цельса была сожжена в III веке готами, напавшими на Эфес. К счастью, большая часть фасада библиотеки серьезно от пожара не пострадала.

Мы с вами находимся в самом центре Эфеса, в самом шумном и многолюдном месте города. У библиотеки Цельса заканчивается самая длинная улица города — улица Куретов и начинается ее центральная улица – Мраморная, которая вела к огромному городскому театру. Чтобы отделить одну улицу от другой, в месте их пересечения были построены грандиозные ворота Мазея и Митридата (5). Эти 16-метровые ворота были созданы двумя рабами, которые этим сооружением воздали должное императору Августу и поблагодарили за освобождение. Ворота имели четыре ниши, а верхняя часть фасада ворот была украшена выгравированными золотыми надписями.

 

У этих ворот, на пересечении главных улиц города Куретов и Мраморной возник городской Публичный дом (7), который имел два входа, по одному с каждой улицы. Была и еще одна возможность попасть в храм любви – по подземному туннелю, который соединял библиотеку Цельса с Публичным домом. Злые языки тут же объявили, что он якобы создан для того, чтобы мужья тайком ходили в Публичный дом, говоря женам, что идут в библиотеку. Так ли это неизвестно, но дебаты исследователей на эту тему продолжаются…

Местоположение Публичного дома выбрано очень удачно. Слева за воротами Мазея и Митридата и за изящной колоннадой находилась главная Торговая площадь города – Агора (3). За городским театром, в конце Мраморной улицы начиналась улица Харбор (1), которая вела в порт. Здесь, в центре города всегда было много моряков и торгового люда, которые привезли свои товары на продажу.

И именно здесь, на Мраморной улице была установлена мраморная плита с первой в мире рекламой. На плите изображены отпечаток женской ноги, схематичное изображение сердца и лицо женщины. Ступня указывала направление, двигаясь по которому можно было попасть в Публичный дом. Но отпечаток ступни имел и практическое значение — все, чья ступня оказывалась меньше нарисованной, считались слишком юными для телесных утех и в проститутки не принимались.

Здание Публичного дома в Эфесе состояло из двух этажей. На первом находился салон с холлом и приемной, украшенные мозаичными полами. На втором этаже располагались комнаты, где девушки принимали гостей. Их украшали статуэтки Венеры, а освещались комнаты свечами. Особое внимание уделялось здоровью и чистоте. Все посетители борделя обязаны были мыть руки и ноги перед тем как войти в Публичный дом.

Мраморная улица (6) выложена мраморными плитами имела длину 400 метров. Она была построена в I веке и реставрирована в V веке. Ее левая сторона украшена колоннадой и скульптурами на пьедесталах. Вдоль улицы в древности располагались торговые лавки и магазины. Водяные и солнечные часы находились на этой улице в центре квадратного сооружения, окруженного со всех четырех сторон колоннадой.  Ведет Мраморная улица к великолепному Амфитеатру (2), который строился в несколько этапов.

Первый этап строительства завершился в III веке до н.э., а впоследствии достраивался по мере роста города. В завершенном виде амфитеатр имел 66 рядов для сидения зрителей и мог вместить до 25 тысяч человек. Это самый большой амфитеатр, построенный на территории Анатолии, он в два раза больше, чем амфитеатр в Иерополисе и в три раза больше, чем амфитеатр в Мирах.

Первые ряды амфитеатра имели мраморные спинки и предназначались для важных персон. Здание, которое находилось позади арены (скен) хорошо сохранилось. Оно имеет три этажа. Второй этаж был богато украшен колоннами, статуями во времена Нерона в I веке. Амфитеатр имеет отличную акустику и фраза, сказанная даже шепотом внизу, на арене, прекрасно слышна не только на верхних рядах театра, но и за его пределами. Театр использовался не только для театральных постановок и музыкальных представлений, но и для политических и религиозных дискуссий. Известно, что в театре обсуждался конфликт между христианами и последователями культа Артемиды, которых было очень много в городе. В результате апостол Павел был осужден и отправлен в тюрьму по обвинению в причинении вреда Артемиде.

Большой театр Эфеса был разрушен землетрясением в IV веке н.э. и частично был восстановлен. В VIII веке нашей эры он был включен в систему обороны города, а впоследствии его мраморная облицовка была использованы во время постройки других домов и сооружений.

Чем дальше от центра Эфеса, тем меньше сохранившихся или раскопанных археологами зданий и площадей. Так от некогда огромной торговой площади Агоры со множеством построек, сегодня сохранилась лишь лужайка с грудой камней и остатков колонн. Конечно, и Агора, и многие другие достопримечательности города еще не отреставрированы, а некоторые и не раскопаны. Работа археологов и реставраторов продолжается. Поэтому обычно экскурсия по Эфесу заканчивается у Амфитеатра. Но нам повезло побывать еще у нескольких объектов, о которых расскажем в следующем материале.