Мы в Триесте, в Италии. Этот город мало напоминает итальянские города. Как говорят сами жители города он скорее австрийский, чем итальянский. Еще в XIV веке, чтобы спастись от агрессивной Венеции, Триест добровольно ушел под власть Австрии.

Он был вольным имперским городом, столицей Австрийского приморья и единственный морским портом империи Габсбургов.

Для Италии было стратегически важно забрать этот большой и богатый порт, где к XIX веку основную часть населения составляли итальянцы. Чтобы получить его, итальянские монархи даже ввязались в Первую мировую войну. План удался, и после войны Италия получила бывшие австро-венгерские владения вокруг Триеста — из них сформировался регион Венеция-Джулия. Позже часть этих территорий пришлось отдать Югославии, но Триест остался итальянским. В память о тех исторических событиях на пирсе морского порта, вдающегося в море на 300 метров, стоит скульптура матроса с итальянским флагом. Когда-то он спустился по трапу своего военного корабля-миноносца под названием «Аудаче» и поведал горожанам Триеста, что отныне этот город принадлежит Италии. На пирсе поставили памятник, а сам порт назвали в честь миноносца Моло Аудаче.

Главной особенностью Триеста является расположение центральной площади города у набережной. Эта площадь, которая называется площадью Единства, является одной из крупнейших в мире по размеру и самой большой из площадей, выходящих прямо к морю. Море со временем отступило и оставило огромные «просторы» на площади перед семью дворцовыми сооружениями XIX-начала XX веков. В итоге получилась неуютная, пустая и даже какая-то несуразная площадь, на краях которой разместились парадные постройки австро-венгерской архитектуры в стиле модерн. В свое время строительство здесь этих дворцов было оправдано – они с моря подчеркивали величие империи Габсбургов и одновременно служили «ширмой» закрывающие с моря портовые трущобы. Сегодня, конечно, трущоб не осталось, но визитная карточка города, ее главная площадь, выглядит пусто. В праздничные дни впечатление от площади, по-видимому, другое – тут отмечают все важные городские события, здесь людно, шумно и весело.

Площадь помнит многие важные события. В 1914 году, например, к набережной причалил корабль с телами эрцгерцога Франца Фердинанда и его жены Софи — их убийство стало поводом для начала Первой мировой войны. А в 1938-м году на этой площади, с балкона здания Мэрии, диктатор Муссолини объявил о введении расовых законов.

Тогда, чтобы горожанам было виднее оратора, на площади даже переместили в сторону фонтан Четырех континентов. Этот главный фонтан площади построили для того, чтобы он символизировал космополитичность Триеста как портового города, связывающего все континенты. В композиции фонтана эти континенты изображаются в виде фигур людей с животными: Европа с лошадью, Азия с верблюдом, Африка со львом и Америка с крокодилом. Океания- Австралия еще не была открыта. Аллегорические фигуры Рек выливают воду из своих кувшинов в раковины внизу; ниже вода бьет изо рта четырех дельфинов, падая обратно в большие бассейны. Сверху Ангел Славы с распростертыми крыльями возвышается над фигурой молодого Триеста, возлежащего на карстовых скалах в окружении бочек, тюков с хлопком и веревками. В период постройки фонтан служил не только для красоты, но и как источником пресной воды для горожан и гостей Триеста.

Главное украшение площади Единства, конечно, здание Мэрии, которое было построено в 1875 году и представляет собой оригинальное объединение особенностей нескольких архитектурных стилей. Здание привлекает внимание своей эклектичностью, легкостью, изяществом, стремлением использовать в облике фасада приемы строительства модных парижских зданий.

На площади Единства семь дворцов. Один из них – Дворец правительства, который был построен в 1904-1905 годах в модном стиле арт-нуво. Предназначался дом для главнокомандующего австрийской армии, в данный момент – это одно из зданий городского управления.

В самом центре города Триест кроме главной площади есть и другая странная достопримечательность.  «Большой канал» — это память о некогда большом канале, по которому грузы доставлялись из порта в коммерческий центр старого Триеста. Сейчас канал почти полностью засыпан, осталась только небольшая часть, идущая к церкви Сан-Антонио. Не туристическая новость: где-то в канале затоплена старая нерабочая торпедная лодка и находится там до сих пор.

Канал Гранде и церковь Сан-Антонио были построены в XVIII веке во времена императрицы Марии Терезии. Канал заканчивается площадью Сан-Антонио, на которой стоит одноименная неоклассическая церковь, внутри напоминающая знаменитый римский Пантеон.

Рядом с ней, как символ веротерпимости XIX века разместилась сербская православная церковь Святого Спиридона, построенная в византийском стиле из жемчужно-белого камня с полуострова Истрия.

Довершает необычность центра Триеста развалины римского театра, обнаруженные в 1938 году. Город имеет большую историю. Первые упоминания о Триесте есть в книге Юлия Цезаря «Записки о Галльской войне». Интересовал древних римлян, прежде всего, порт, поэтому, они выстроили внушительные укрепления вокруг города еще в 33 году до н.э. Специально для развлечений публики и гладиаторских боев в городе был построен античный театр, вмещавший до 6 000 зрителей. Сегодня эти внушительные развалины используются по назначению – здесь проводят музыкальные мероприятия. Сам же античный город, который тогда назывался Тергесте, был построен наверху, на холме Сан-Джусто, где сейчас находится замок и откуда открывается великолепный вид на Триестинский залив.

Замок Святого Иуста (Иуста, или Джусто по-итальянски) строился в течение XV–XVII веков австрийцами для защиты Триеста от венецианцев и состоит из трех укрепленных бастионов. Каждый бастион построен в разное время и потому имеет разную форму – это позволяет отследить, как менялись со временем требования к оборонительным постройкам. Замок Сан-Джусто никогда не использовался в сражениях, поэтому его стены находятся в первозданном состоянии.

В замке есть два музея – один музей оружия, где собрано 15 000 экспонатов. Во втором музее, так называемом Лапидарии, выставлены римские скульптуры, барельефы, погребальные саркофаги и стеллы, алтари, артефакты с городских стен, форума и римского театра. Среди экспонатов и украшение башенки наверху ратуши – часы с бронзовыми изображениями мавров Micheze и Jacheze, отбивающих время ударами в колокол.

Снаружи у стен замка выставлены руины римских построек. Первый раннехристианский храм здесь был построен в VI веке на остатках древнеримского Капитолийского храма — так назывались храмы, посвященные главным римским богам: Юпитеру, Юноне и Минерве. Остатки римских мозаик V века можно увидеть и сегодня. В IX веке на руинах раннехристианского храма были построены две базилики: одна — в честь Богоматери, вторая — в честь Святого Иуста — покровителя города.

В XIV веке обе базилики объединили в один собор, добавили колокольню и общий фасад с раннеготическим окном-розеткой.

Центральный неф нынешнего собора — самая поздняя конструкция собора, а в боковых нефах сохранились оригинальные византийские мозаики XII–XIII веков: Мадонна с младенцем и Иисус в окружении двух раннехристианских мучеников-покровителей Триеста — Иуста и Серволо. Объединенный собор освятили в честь Святого Иуста. Этот праведный триестинец в III веке был утоплен римлянами в Триестинском заливе.

Без комментариев размещаем несколько фотографий улиц Триеста. Здесь переплелись традиции Имперской Австрии, обычаи и нравы соседней Словении, а также утонченное итальянское наследие.

Неудивительно, что Триест часто называют «другой Италией» – ему не свойственна эмоциональная южная жестикуляция. Этот город удивительно спокоен, а порой и флегматичен, в нем сплелись воедино немецкая пунктуальность и славянская мягкость.

СМОТРИТЕ «ПУТЕШЕСТВИЯ ПО УКРАИНЕ» НА МОЕМ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛЕ: «https://t.me/+Opz-Ntl_6e05YzAy