В громадном дворце Питти герцог Козимо I жил, а ходил на работу во дворец Веккьо на площади Синьории. Давайте спустя полтысячи лет пройдем по этому, не очень длинному маршруту.

И сегодня, и в средневековье, дворец Питти впечатляет своими размерами. Это огромнейший из дворцов, который только знала Флоренция. Он был построен для флорентийского банкира Луки Питти, который пытался возвыситься над Медичи. В 1537 году герцог Козимо I вернул себе власть во Флоренции, став при этом великим герцогом Тосканским. В 1549 году Козимо I выкупил дворец у полностью обнищавших потомков Луки Питти и преподнес его в подарок своей жене Элеоноре Толедской. Начиная с 1550 года, в этом дворце жили только представители рода Медичи. Со временем первоначальный проект здания существенно расширили – теперь его длина составляла 205, а высота 38 метров.

Строгий и даже мрачноватый фасад дворца внутри поражает барочными интерьерами, расписными стенами, красочными фресками, удивительно тонкой лепниной, шелковыми обоями и бесценными экспонатами эпохи Возрождения.

Основу огромной коллекции предметов искусства заложил Лоренцо Медичи, прозванный «Великолепным». Именно ему удалось собрать украшения из серебра и золота, древние амфоры и вазы, изделия из слоновой кости и знаменитые ювелирные изделия венецианских мастеров ХIV века.

Сегодня коллекции рода Медичи стали основой для нескольких музеев, размещенных во дворце: галареи Палатина, Музея Серебра, Галереи Костюмов, Музея карет, Музея Фарфора, Музей модернистского искусства. Экспозиция этих музеев занимает во дворце площадь в 32 000 квадратных метров.

В 1565 году по приказу герцога архитектор Джорджо Вазари спроектировал и построил коридор, соединяющий Палаццо Питти, где жила вся семья Медичи  с Палаццо Веккьо на площади Синьории, где проходили заседания правительства. Крытый переход для герцога проходил, в том числе и по Золотому мосту реки Арно. Он был обустроен рядом широких окон, из которых открывается прекрасный вид на реку. Этот закрытый коридор позволил герцогу с семьей переходить реку, а скорее переезжать ее, достаточно легко и безопасно.

Земля позади палаццо Питти была выкуплена. Позднее на ней был разбит парк, сегодня известный как сады Боболи. Обустройством парка занимались несколько известных архитекторов. В итоге парк стал образцом садово-паркового искусства тех времен. Здесь прямые, увитые зеленью аллеи ведут в тайные гроты, а деревья гармонично смотрятся в компании статуй и фонтанов. Центральным местом парка считался амфитеатр, выполненный в виде подковы. Именно там проходили все праздничные мероприятия и различные церемонии.

Можно лишь представить роскошные апартаменты самого герцога и его ближайшего окружения. Во дворце и парке Медичи предавались увеселениям, пировали, устраивали балы и маскарады. Удивительно, что герцогу приходилось ходить на работу, но убежден, что посещал он ее не часто и вставал не с петухами…

А теперь отправимся к месту работы герцога — на площадь Синьории, политическому центру Флоренции. Это место всегда, во все времена было в центре важных событий. В древние времена здесь находился перекресток важных дорог, стоял римский амфитеатр и античные виллы. Но до наших дней все эти постройки не сохранились. Зато сохранились в первозданном виде средневековые дворцы. Архитектурная доминанта площади — роскошный Палаццо Веккьо, построенный в начале XIV века, в котором располагается городской муниципалитет. Здесь же веками заседали правители Флорентийской Республики (синьория) и Герцогства Тосканы. Здание венчает башня высотой 94 метра, названная в честь мастера Арнольфо ди Камбио. Палаццо сохранился до наших дней в своем первоначальном виде.

Площадь Синьории это не только исторический центр города, но и одна из самых красивых площадей Италии. Она представляет собой гармоничный архитектурный ансамбль, в который входит Палаццо Веккьо, Фонтан Нептуна, Лоджия Ланци и несколько скульптурных групп.

Главное украшение площади — фонтан Нептун, изготовленный из мрамора и бронзы мастером Бартоломео Амманнати в 1565 году, в честь бракосочетания Франческо I Медичи с Иоанной Австрийской. Грозный морской владыка предстает в полный рост на колеснице, запряженной четверкой коней, в окружении разнообразных мифических созданий вроде нимф, сатиров и русалок. Отдельного внимания стоит колесница Нептуна, влекомая морскими коньками и искусно украшенная причудливыми раковинами.

Кроме фонтана площадь украшают копии знаменитых скульптур — «Давид» Микеланджело, «Юдифь и Олоферна», «Мардзокко» работы Донателло, «Геркулес, победивший Какуса» Бандинелли, «Похищение Поликсены» Пио Феди, «Геркулес и кентавр», «Похищение сабинянок» Джамболоньи и другие прославленные античные статуи.

Часть работ выставлена в лоджии Ланци – крытом сооружении на площади, своеобразном музее под открытым небом. Прогуливаясь под аркадой этой галереи, можно неспешно разглядеть скульптуры античных героев работы лучших итальянских мастеров.

Хранится здесь и оригинальное произведение Челлини — «Персей с головой Медузы». А знаменитые «Львы Медичи», по-видимому, с удивлением взирают на суету и беготню крошечных людей на площади перед ними.

Посередине площади, среди этих знаменитых скульптур установлен памятник хозяину города, герцогу Козимо I Медичи на коне работы скульптора Джамбольнья. Фотография этого памятника стала заставкой к нынешнему материалу.

Буквально в двух шагах от площади Синьории расположена площадь Республики. Во времена Козимо I она называлась как-то иначе, скорее всего Рыночной или Старым базаром. Во всяком случае, доподлинно известно, что площадь Республики была главной торговой площадью Флоренции и, вместе с другими двумя центральными площадями — Синьории и Дуомо образовывали сердце Флоренции – ее исторический центр. Мы с вами в свое время познакомились с Сакральным центром города, теперь вот знакомимся с Политическим и торговым центром Флоренции.

На площади Республики наше внимание привлекает знаменитая арка «Арконе» с колоннами. В верхней части арки находится надпись на латыни: «Древний центр города, восстановленный из векового убожества к новой жизни». Другой достопримечательностью площади Республики является колонна Изобилия, которая установлена в ее центре. Но она  в кадр моего фотоаппарата не попала. Ничем особым она не выделялась, вот и не попала. В верхней части колонны в древние времена был укреплен колокольчик, возвещавший о начале и об окончании работы рынка, а внизу колонны укреплялась цепь, к которой приковывались провинившиеся торговцы для позора и всеобщего порицания.

Далеко не каждый город мира может похвастаться местом притяжения удачи. Флоренция похвастаться может. В самом центре города, на площади старого рынка живет Кабанчик – бронзовый фонтан, котрому уже 400 лет. Найти его просто. Как писал когда-то Ганс Христиан Андерсен в своей сказке «Бронзовой кабан»: «Всякий приезжий без труда отыщет это место, достаточно спросить про бронзового кабана у любого нищего, и тот укажет дорогу». По традиции, нужно загадать желание и положить монетку в пасть бронзовому поросенку. Выпав из пасти, монетка должна упасть в решетку под его копытами. Если провалится в щель — желание обязательно сбудется. Если не провалится, нужно повторить операцию несколько раз пока не провалится. Некоторые туристы не знают о монетке, потому трут кабану рыло и фотографируются с ним. Не знаю достаточно ли этого для привлечения удачи. Врать не буду.

И напоследок, о печальном. Сегодня трудно поверить в беду, в настоящее культурное бедствие, которое произошло во Флоренции в ноябре 1966 года. На город хлынула вода объёмом около 250 миллионов кубических метров из реки Арно. Опустошительное наводнение затопило центр города на 2—3 метра, привело к гибели 34 человек, а 5000 семей лишились крова. По самым скромным подсчетам были повреждены более 3 миллионов книг и рукописей, бессчетное количество произведений искусства, утрачены бесценные фрески на первых этажах затопленных зданий. Спасение сокровищ Флоренции (поиск и очистка от тонн грязи, просушивание, консервация) стало в последующие годы подвигом многочисленных добровольцев и волонтеров.

СМОТРИТЕ «ПУТЕШЕСТВИЯ ПО УКРАИНЕ» НА МОЕМ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛЕ: «https://t.me/+Opz-Ntl_6e05YzAy