На севере итальянской Тосканы, в устье реки Арно, раскинулся один из самых посещаемых городов-музеев Европы — Пиза. Всемирную славу городу принесла Пизанская башня — «падающая» достопримечательность эпохи Средневековья. Но оказывается «падает» не только она, но и Собор, и Баптистерий…

Интерьер Собора

Первыми обитателями этих земель были племена лигуров, которые жили здесь в I – II тысячелетии до н.э. В 180 году поселение становится колонией Римской империи и важным морским портом. Уже в VI веке у Пизы появляется свой флот, в том числе и военные суда. В первой половине XI века город образует государство под названием Пизанская республика. Его жители успешно воюют с сарацинами, завоевывают арабские поселения на Сицилии, а в 1035 году захватывают Карфаген. Пиза становится одной из самых сильных морских держав Европы. На период XI – XIII веков приходится расцвет города. Бурно развивается искусство и архитектура. Строятся соборы, баптистерий, богатые дворцы знати. В 1173 году начато возведение Пизанской башни. В конце XIII века город постепенно приходит в упадок. Этому способствовало поражение Пизы в войне с генуэзцами, а также заиление и обмеление реки Арно. Город утратил статус морского, его порт пришел в негодность.

XV столетие — период начала правления в Пизе флорентийских семейств и прежде всего герцогов Медичи – страстных коллекционеров предметов искусства и покровителей художников и скульпторов. Прославилась Пиза и своим знаменитым соотечественником Галилео Галилеем, который родился здесь в 1564 году. Став великим ученым, Галилей преподавал в пизанском университете, основанном еще в XI веке.

Главную достопримечательность Пизы — «падающую башню», много раз укрепляли, чтобы подольше сохранить ее в первоначальном виде. В 2001 году завершились очередные работы, после которых ученые заверили, что башня простоит в течение ближайших 200 лет. В Пизе вообще много что падает. Из-за мягкой почвы пизанский Собор наклонен, как и Баптистерий. Правда их наклон на несколько градусов не так бросается в глаза.

Четыре чуда города Пизы – Собор, Башня, Баптистерний и кладбище Кампосанто размещаются на Соборной площади. По крайней мере, такое ее официальное название, но обычно это место называют Полем Чудес. Ансамбль площади символизирует жизненный путь человека: начинаясь от Баптистерия (рождение и крещение), проходя через Собор (женитьба и повседневная жизнь) и Башню (апофеоз жизни, момент славы), этот цикл заканчивается на кладбище.

Площадь была невероятно важна для амбициозной Пизанской республики, которая в честь своей победы над сарацинами задумала построить крупнейший в Европе собор. Решение разместить его на лугу в отдалении от центра городской жизни связано с тем, что в тесном средневековом городе места для его постройки просто не было. Соборная площадь должна была всем своим видом демонстрировать превосходство Пизы — политическое, финансовое, культурное. Каждое строение площади имеет свое особое значение: Собор построен в неповторимом романо-пизанском стиле; Баптистерий, крупнейший в Италии, имеет одну из лучших акустик среди культовых сооружений; Башня должна была иметь высоту 100 метров — почти в 2 раза выше нынешней. А земля для кладбища  Кампосанто была привезена крестоносцами чуть ли не с Голгофы! По задумке в Пизе все должно было быть самым лучшим!

Собор Успения Пресвятой Богородицы (Дуомо) начали строить в 1063 году и завершили в 1150 году. Стиль собора необычный. Архитектор добавил к традиционному романскому стилю элементы норманнской, византийской, раннехристианской и арабской архитектуры.

Слияние стилей и эпох должно было подчеркнуть масштаб политических и торговых связей и величие Пизанской морской республики, и главное — превзойти венецианцев, которые в то же самое время строили собор святого Марка и тоже попытались смешать в нем самые разные стили. В отделке фасада и интерьера использовался белый и черный мрамор. И первое, что нам бросается в глаза, — это черно-белые мраморные узоры храма, сглаженные потолки и купол с великолепными фресками.

Обращает на себя внимание и изумительная резная кафедра собора, которая была создана в 1302—1310 годах Джованни Пизано и считается одним из бесценных шедевров средневековой скульптуры. Собор Дуомо играл в течение многих веков (с X века до середины XVIII века) главную роль в определении начала пизанского нового года. Оказывается, в Пизе был собственный календарь (!), в котором первый день года приходился на 25 мая — Благовещение Пресвятой Богородицы. Точный момент начала года — это миг, когда луч солнца падает через окно на левой стороне Cобора на мраморную плиту в форме яйца, которая расположена прямо над кафедрой. Этот момент обычно наступает в полдень.

Сегодня в соборе хранятся мощи Святого Раньери, покровителя Пизы и несколько реликвий времен Крестовых походов. Здесь же расположена гробница императора Священной Римской Империи — Генриха VII, а до пожара 1595 года здесь была могила Папы Григория VIII.

Сразу после Собора началось строительство крестильного храма Иоанна Крестителя или Баптистерия (1152—1363 годы.). Это самый большой баптистерий не только в Италии, но и в мировой истории. Высота сооружения — 54,86 метра, длина по окружности составляет 107,24 метра, диаметр около 39 метров. В его архитектурном решении прослеживается переход от романского стиля к готике: его нижняя часть построена в романском стиле, а верхняя – в готическом, с острыми арками. Изначально в пирамидальной крыше над восьмиугольными стенами было сферическое отверстие, как в римском Пантеоне. Впоследствии проект был изменен, и над пирамидальной крышей появилась внешняя крыша в форме купола. Из-за существования двух крыш — пирамидальной внутренней и купольной наружной, Баптистерий имеет идеальную акустику, с характеристиками резонансной камеры.

Как и во всех великих культовых зданиях, интерьер Баптистерия очень символичен: 12 колонн в интерьере символизируют 12 апостолов; купель для крещения имеет восьмиугольную форму, что соответствует восьмому дню, не созданному Богом; три ступени, символизирует Святую Троицу. Кафедра баптистерия широко известна среди искусствоведов тем, что считается первым шедевром Ренессанса.

Знаменитую Башню на площади начали строить в 1173—1174 годах и ее стиль вторит оформлению Собора. Проблемы с возведением начались уже в начале строительства: из-за неустойчивости мягких грунтов башню «повело», ее южная часть просела. Строительство Башни (колокольни) несколько раз приостанавливали и возобновляли, несмотря на увеличивающийся крен здания, пока в середине XIV века, наконец, не водрузили на нее колокола. В 1372-м на момент окончания всех работ наклон башни составлял 1,43 метра. Башня продолжает «падать» и сегодня. Все попытки зафиксировать ее дают лишь временный результат. Инженеры укрепляли фундамент жидким цементом, удаляли часть почвы из-под фундамента, натягивали стальные тросы — все это помогает лишь ненадолго задержать падение или уменьшить наклон. В конце ХХ века после отвода части грунта удалось вернуть башню к углу наклона уровня 1700 года. Высота башни 58 метра, но наклон от вертикали на данный момент составляет уже примерно 5 метров.

Существует занятная легенда о падающей башне. Она повествует, что ее архитектору из-за ошибки при проектировании католическое духовенство отказалось оплачивать работу. Разочарованный мастер, уходя, махнул колокольне и произнес: «Пойдем со мной!». Башня тут же накренилась в попытке последовать за своим создателем.

С Площадью Чудес связано еще несколько легенд, которые мы знаем буквально со школы. Говорят, наблюдая за колебаниями люстры в Соборе, Галилей сформулировал теорию маятника, а бросая пулю и ядро с вершины падающей башни, он сформулировал закон всемирного тяготения. Здесь же, в Пизе, он произнес свое знаменитое «А все-таки она вертится».

Кампосанто – «мемориальное кладбище» или как его называют «старое кладбище» является четвертой исторической постройкой в северной части Соборной площади Пизы. Название кладбища можно перевести как «святое поле». Согласно легенде, оно было выстроено на месте, куда Убальдо де Ланфранчи, архиепископ Пизы в XII веке, бросил горсть святой земли с Голгофы по возвращении из четвертого крестового похода. Есть мнение, что это вообще должно было быть не кладбище, а церковь Святой Троицы, но проект кардинально изменили в ходе работ. Достоверно известно, что самая старая часть постройки — западная (1278 год), а восточная завершила (1464 год) строительство этого массивного готического клуатра (двора, окруженного галереей).

Кроме четырех основных построек на Площади Чудес находится Палаццо дель Опера, в котором размещается администрация, управляющая пизанским музейным комплексом. Основной корпус здания, сохранивший свой первоначальный фасад, датируется 1309 годом, а пристройки относятся к XVIII веку. Когда-то здание служило жильем для различных работников соборного комплекса: портного, садовника, звонарей и т.д.

В Пизе сохранился большой кусок крепостной стены, которая некогда опоясывавшей средневековой город. Эта стена и завершает перечень туристических достопримечательностей Соборной площади. К строительству стены пизанцы приступили в 1154 году. К тому времени уже определились контуры Площади Чудес, был построен Собор и начат Баптистерий. По краю Соборной площади и прошла крепостная стена. Через семь лет ее довели до реки Арно. Стену на южном ее берегу закончили к 1186 году. Высота стены около 11 метров, периметр – 6,4 км (северная часть 4,7 км, южная – 1,7 км).

До середины XIX века Пиза в основном оставалась в пределах крепостных стен — с таким запасом их спроектировали в XII веке. Однако впоследствии стены уже мешали росту города и их стали разбирать. В данный момент сохранился непрерывный кусок крепостных стен длиной 3 километра от Площади Чудес до реки Арно и отдельные фрагменты стен и бастионов в других частях города.

Смотрите «Путешествия по Украине» на моем телеграм канале: «https://t.me/+Opz-Ntl_6e05YzAy