Ватикан в Риме – уникальное «государство в государстве», резиденция Папы Римского и центр всего католического мира. Кроме того, это еще и настоящая культурная сокровищница, полная архитектурных, скульптурных и живописных ценностей, удивительный памятник истории, а для христиан – сосредоточение важнейших христианских реликвий. И хотя все это размещается на земле площадью всего 44 гектара, увидеть сразу все шедевры этого крошечного государства непросто.

На карте Ватикана обозначены: 1 — Собор Святого Петра; 2 — Сикстинская капелла; 3 — Дворец Сикста V; 4 — Вход Святой Анны; 5 — Бельведерский двор; 6 — Вход в Ватиканские музеи; 7 — Домик Пия IV; 8 — Губернаторский дворец; 9 — Зал аудиенций; 10 — Информационное бюро; 11 — Вход «Арка колоколов»; 12 — Колоннада Бернини.

Вход в музеи Ватикана

Музей Пия-Климента один из самых известных музеев не только Ватикана, но и всего мира. Он работает с 1774 года. За время такого периода жизни приобрел популярность и богатую коллекцию экспонатов, которая так привлекает туристов. Коллекция музея размещается в 8 залах и занимает часть внутреннего двора Бельведерского дворца.

Здесь представлены разнообразные античные памятники — статуи, барельефы, гробницы и ванны. Самые интересные экспонаты Пио-Клементино — скульптуры Аполлона, Гермеса и Лаокоона.

Парадный двор Бельведера. Здесь установлен фонтан Шишка и композиция «Земной шар», которую приобрел Ватикан как шедевр современного искусства, в 1990 году, при папе Иоанне Павле II. Диаметр наружного шара — 4 метра.

Галерея Кьярамонти. Часть экспонатов представляет собой античную скульптуру. Условно музей разделяется на три части: коридор, Новое Крыло и Galleria Lapidaria. В первой из них представлены экспонаты, относящиеся к римской эпохе. В их число входят бюсты, скульптуры и саркофаги. Вторая часть представляет античные скульптуры Римской империи и Древней Греции. В третьей для взора туриста открываются артефакты древних надписей с религиозным содержанием.

Ватиканская пинакотека (коллекция произведений живописи, открытая для посещения публики) была основана папой Пием VI во второй половине XVIII века. В 1797 году многие из картин были отправлены по приказу Наполеона Бонапарта в Париж. В 1815 году на Венском конгрессе было принято решение вернуть картины в Ватикан. Потолок расписан фресками кисти Томмазо Конка,изображающими Аполлона и Муз в компании величайших поэтов древности-Гомера, Эсхила, Пиндара, Виргилия, Тассо и Ариосто.

Пол украшает римская мозаика (III век) из терм Отриколи (в Умбрии), изображающая битву греков с кентаврами, тритонами и нереидами. Статуя Геркулеса из позолоченной бронзы (II век, найдена близ театра Помпея).

Единственная позолоченная статуя, сохранившаяся со времён античности. Статуя была обнаружена в 1864 году около Театра Помпея. Купол Ротонды – один из самых известных сводов в мире, такой же, как в Пантеоне.

Зал Ротонда построен Микеланджело в 1780 — 1782 годах в соответствии с идеалами классицизма.

В центре зала находится огромная монолитная порфировая чаша (13 м в периметре) из Золотого дома императора Нерона.

В нишах установлены 18 статуй и бюстов римских и греческих богов и героев. На снимке Гера (Юнона), Геракл и Церера (Деметра)- богиня плодородия и земледелия.

Саркофаг Елены – матери императора Константина. Барельеф на его стенках изображает победы римских всадников над варварами. Предполагается, что изначально саркофаг предназначался для самого Константина, отсюда такой воинственный сюжет. Ведь для императоров Рима военные победы были одним из главных предметов гордости.

Мозаика у входа в зал была найдена при раскопках одной из римских вилл,где она украшала триклиний(обеденный зал),и отреставрирована в 18 веке;в центре мозаичного круга помещено изображение Афины-богини-воительницы,облаченной в шлем с султаном и эгидой-своего рода кирасу из козлиной шкуры,в центре которой,прямо на груди,прикреплен медальон с головой Горгоны(Gorgoneia).Согласно поверьям ее изображение на полу зала ограждало хозяев от влияния злых сил,а заодно служило отличным предостережением для особо агрессивных гостей.Вокруг богини изображение фазы Луны.(III в.н.э.)

Галереей географических карт. Потолок украшен изображениями из жизни апостолов, а также 24 сценами из Ветхого Завета и пейзажами, аллегориями и арабесками.Галерея представляет собой коридор длиной 120 м. и шириной 6 м.

Она расписана 40 географическими картами с изображением бывших владений Католической церкви и важнейших регионов Италии в эпоху папы Григория XIII.

Гербы Папы Пия XI (1922—1939)- золотой дракон на красном поле — расположены у обоих входов в галерею.

Станцы Рафаэля. Понтифик Юлий II пожелал украсить свое жилище картинами с духовным смыслом, для чего привлек к работе Рафаэля. Мастер приступил к работе в 1508 году. На то, чтобы расписать поочередно четыре комнаты, у живописца и его учеников ушло 16 лет.

Глядя на продуманность и символизм изображенных сцен, и на то, как тщательно проработаны мельчайшие детали, становится понятно почему понадобилось столько времени на создание шедевра. Станцы Рафаэля — это четыре сравнительно небольших помещения (примерно 9 на 6 м.), расписанные в 1508—1517 годах Рафаэлем вместе с учениками, и зал, росписи которого были выполнены учениками по эскизам живописца после его смерти.

Фрески Рафаэля, украшающие стены и потолки станц, поражают посетителей музейного комплекса в Ватикане не только мастерством исполнения, гармоничностью и яркостью цветов, но и сюжетностью, проработанностью деталей, глубочайшим смыслом и символизмом. По преданию, сам Папа Римский был настолько восхищен работой молодого художника, что приказал сбить со стен уже готовые изображения, выполненные другими мастерами, и поручил всю работу по росписи исключительно Рафаэлю.

«Коронования Карла Великого».(1516-1517 гг.) Событие имевшее место в 800 году в старинной Базилике Святого Петра.

Ста́нцы Рафаэля. Фреска «Пожар в Борго»(1514 г.)

Галерея канделябров – одна из трех знаменитых великих галерей Ватикана наряду с Галереей географических карт и Галереей гобеленов. Это часть музеев Пио-Клементино, где представлены предметы античного искусства: римские копии древнегреческих статуй, древнеримские мозаики, бюсты, саркофаги и другие реликвии того периода. Свое название галерея получила от античных мраморных канделябров, датируемых II в. н.э. и украшающих боковые проемы аркад, которые делят галерею на 6 секций.

Галерея канделябров находится в крыле, соединяющем дворец Бельведер и Апостольский дворец, сразу перед Галереей гобеленов и Галереей географических карт. Галерея канделябров входит в основную программу посещения музеев Ватикана и находится на маршруте по пути в Сикстинскую капеллу.

Герб Папы Льва XIII на полу Галереи канделябров инкрустирован лазуритом (довольно редким и дорогостоящим камнем в то время) Длина галереи –80 метров.

Это длинный и относительно широкий коридор, разделенный арками, опирающимися на колонны дорического ордера из разноцветного мрамора.

Галерея Арацци. Ее длина 100 метров. Уникально место, в котором расположено десять гобеленов, в основе которых лежат сюжеты из Ветхого и Нового завета. Основой служили рисунки учеников великого Рафаэля. Каждый гобелен представляет собой тончайшую ручную работу мастеров, которая выполнялась по средствам высококачественного шелка и шерсти.

Самые известные из работ: «Смерть Анания», «Паси овцы мои», «Чудесный лов рыбы» и «Святой Павел проповедует в Афинах». Для того, чтобы уберечь экспонаты от выцветания, в галереи поддерживается полумрак.

Аппартаменты Борджио. Названы в честь папы Александра VI. До восхождения на престол был известен как Родриго Борджиа. Именно он велел перестроить часть дворца Николая V под свои личные апартаменты.

После смерти Александра VI покои пустовали, и только в 1816 году тут разместились картины, возвращенные в Италию, после чего территория стала доступна для публики. Сегодня это место посещает множество туристов, так как это является уникальной возможностью лично познакомиться с апартаментами папы.

Вид во внутренний двор Ватикана.

Григорианский Этрусский музей. Жемчужина не только Ватикана, но и всей страны. Именно этот музей расскажет туристам о том, какой была вся Италия в своем далеком прошлом. Находки археологов датируются IX-I веками до нашей эры и располагаются в 22 тематических залах. Сложно осмотреть все из них, так как на это уйдет очень много времени.

А все потому, что каждый зал уникален по-своему. Какие рассказывают о быте и предоставляют артефакты, относящиеся к этой теме. Другие же поведают о богах, которых почитали предки. Иные отведут в мир скульптур и статуй. В 22 залах музея выставлены артефакты, найденные при раскопках в Южной Этрурии. В основном это предметы быта, изготовленные из золота, серебра, керамики и бронзы. В число экспонатов также входят древнегреческие сосуды, бронзовая статуя Марса и мраморная скульптура Афины, найденная в Парфеноне.

Сикстинская капелла. Самая известная часовня Ватикана была построена в XVI веке и является частью Апостольского дворца — официальной резиденции Папы Римского. Сикстинская капелла удивительно похожа на ветхозаветный Храм Соломона. Над ее внутренним убранством трудились лучшие мастера эпохи Возрождения — Рафаэль, Боттичелли и Микеланджело.

Именно здесь можно полюбоваться знаменитыми фресками «Сотворение Адама» и «Страшный Суд», а также изумительно красивым потолком часовни, где представлен самый известный цикл фресок Микеланджело. Сейчас Сикстинская капелла используется только для проведения конклавов, на которых выбирают нового Папу Римского.

Выход «Арка колоколов»

СМОТРИТЕ «ПУТЕШЕСТВИЯ ПО УКРАИНЕ» НА МОЕМ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛЕ: «https://t.me/+Opz-Ntl_6e05YzAy