Наиболее известным памятником Миры Ликийской является Церковь Святого Николая, построенная в IV веке на месте разрушенного землетрясением храма Артемиды. Надо полагать, что в строительстве этого храма принимал активное участие и архиепископ Мир Святой Николай, поэтому она и названа его именем.

Памятник Святому Николаю в Мирах

По-видимому, не случайно и то, что после смерти архиепископа его похоронили именно в этой церкви, в мраморном лекийском саркофаге, установленном в ее южном нефе.

Правда, мощей Святого в саркофаге нет. Из-за опасения их осквернения арабами итальянские купцы в мае 1087 года вскрыли могилу Святого Николая и вывезли мощи в город Бари. Согласно легенде, когда вскрывали саркофаг, от мощей Святого распространился пряный запах мирры. Вскоре после смерти Николая произошло несколько чудесных исцелений среди верующих, приходивших поклониться его мощам, и Мира стала местом паломничества.

Святой Николай один из самых почитаемых святых, которого чтят и католики, и православные родился в 245 году в Ликии, в городе Патара, в 60 километрах от Миры. Николай родился в состоятельной семье этнических чернокожих анатолийцев древней Римской империи. Для многих православных окажется неожиданным, что Великий чудотворец был не белым. В конце материала мы покажем реконструкцию облика Святого. Весьма состоятельные родители Николая умерли от эпидемии, когда Николай был еще совсем молод. Будучи набожным христианином, он последовал словам Иисуса: «Продай имение твое и раздай деньги нищим». В городе Ксанфе он прошел духовное обучение и в 310 году был избран епископом Миры. Интересна история того, как Господь привел его к этому служению.

Когда проходили выборы в Мирах, то кандидатов на место епископа было достаточно много, но однажды ночью самый старый представитель общины услышал голос, возвещавший, что епископом должен стать тот человек, который придет в храм первым и имя его Николай. Святой Николай действительно в то утро первым переступил порог церкви, был назначен епископом и прослужил на этом посту до конца своей жизни с 310 и до 343 годов н.э. Во времена своего епископства он был добрым человеком, и справедливым, дни и ночи он проводил в молитвах. При римском императоре Диоклетиане епископ Николай пострадал за свою веру, был сослан и даже заключен в тюрьму. После освобождения Николай присутствовал на Никейском соборе в 325 году нашей эры, где работал с другими отцами церкви, чтобы установить стандартизированное христианское учение сегодняшнего дня. Слава о его деяниях разлетелась по миру – в православной традиции он известен как Николай Чудотворец, а в католичестве – как Санта Николаус.

Еще при жизни о добрых мирских делах Святого Николая ходило множество легенд. Одна из них породила традицию дарить подарки на Рождество Христово. Однажды, узнав, что один из купцов разорился и не смог собрать приданое для своих трех дочерей, он через дымоход подбросил три мешочка с золотыми монетами в дом обнищавшего торговца, что позволило его дочерям достойно выйти замуж. Мешочки с золотом упали прямо в сохнущие носки у очага. Именно с этих пор пошла традиция вешать мешочки с подарками к печи или камину.

На фото: напольная церковная плита с рельефным изображением креста и якоря – свидетельство, что Святой Николай – хранитель моряков.  

Другая легенда о деяниях Святого повествует о том, что однажды моряки, попали в сильный шторм возле ликийских берегов и начали просить помощи у Николая, которого они раньше никогда не видели. Явившийся образ перед моряками молвил: «Смотрите, я здесь, я пришел помочь вам». Моряки продолжали молиться и с помощью Николая, доплыли до Миры. Они сразу же отправили в церковь и встретили там Николая. Они стали благодарить его за спасение, на что тот им возразил: «Не я помог вам, но ваша вера в Бога. Бог, услышавший ваши молитвы и спас Вас».

Святой Николай умер 6 декабря 343 года нашей эры в Мирах и был похоронен в саркофаге в известной уже нам церкви. Говорят, что в последующие годы его могила испускала сладкий запах, а в саркофаге образовывалась таинственная жидкость, которая излечивала всех прикоснувшихся к ней. Христианские паломники стали стекаться в Миру, чтобы добыть немного этой святой жидкости. После переноса мощей Святого Николая в новое пристанище в Бари, его новая мраморная гробница тоже начала чудесным образом выделять сладко пахнущую жидкость, известную как «манна Святого Николая». В течение сотен лет манну собирали, смешивали со святой водой, разливали в маленькие стеклянные флаконы и продавали паломникам.

Но вернемся к церкви Святого Николая в Мирах. Она считается третьим по важности религиозным сооружением византийской архитектуры на Востоке.  Церковь изначально была построена в виде базилики крестообразной формы и состояла из внутреннего дворика, двух открытых вестибюлей, основного куполообразного зала, двух боковых залов поменьше, одной четырехугольной и двумя круглыми комнатками. Ее неоднократно разрушали арабы во время набегов, но особенно сильно она пострадала в 1034 году. В те времена церкви и христианские святыни подвергались разрушению или разорению и поруганию. Храм вместе с гробницей Николая долгое время оставались запущенными пока Византийский император Константин IX Мономах и его жена Зоя Порфирородная в XI веке н.э. не повелели восстановить церковь и обнести ее крепостной стеной.

На фото: остатки орнаментированных камней, колон и капителей храма Артемиды реставраторы складывают во дворике церкви Святого Николая Чудотворца.

В XIII веке Мира, а вместе с ней и церковь Святого Николая были полностью занесена селевыми потоками реки Мирос из-за сильнейших землетрясений, в результате которых русло реки повернуло вспять. Спустя 600 лет, в 1850 году на останках храма побывал русский путешественник Муравьев, который начал собирать деньги на восстановления храма и уже в 1858 году были проведены первые работы по восстановлению памятника. В 1863 году российский император Александр II выкупил руины церкви у турецкого правительства и издал указ о ее восстановлении. После реставрации внешний вид церкви был изменен. Купольные своды были заменены на обычные потолки, а на саму церковь была установлена колокольня.

На фото: внутренний дворик церкви. Когда-то, здесь бил источник ключевой воды…

Несмотря на свой очень древний возраст, в церкви прекрасно сохранились настенные фрески и росписи XI и XII веков, которые создают атмосферу, которая присуща только старинным святым местам. Пол вымощен мозаикой из разных видов камня. Считается, что эта мозаика была еще в древнем храме Артемиды и существовала до того, как в Миру пришел Святой Николай.

По ней ступал Святой, стоял у установленного в храме древнего алтаря, проводил здесь службы и возносил хвалу Господу. Чтобы оценить объем проделанных земляных работ стоит сказать, что древние полы в храме обнаружены под землей и речными наносами на глубине 7 метров.

Очень необычными выглядят на стенах храма символы, которые в наши дни обозначают масти на игральных картах. Оказалась, что это известная христианская символика: черви символизирует сердце Христа, бубны — его рану, пики — копье, которым нанесли рану, а трефы символизируют распятие. Вот почему играть в карты в христианстве считается большим грехом, ведь тем самым игроки глумятся над историей распятия Христа.

Сравнительно недавно, в 1953 году реставрационные работы базилики Сан-Никола в Бари потребовали переноса мощей Святого Николая. По запросу Ватикана профессор анатомии Луиджи Мартино из Университета Бари провел тысячи мельчайших измерений и сделал рентгеновские снимки (рентгенографию) черепа и других костей Святого.  Анализ показал, что скелет в саркофаге принадлежит худощавому человеку, которому за 70 лет. Это соответствует традиционной истории жизни Святого Николая, согласно которой он умер в возрасте 74 лет. Опытный лицевой антрополог Кэролайн Уилкинсон из Манчестерского университета в Англии приобщился к исследованиям мощей.  Используя современное компьютерное программное обеспечение, удалось получить облик Святого Николая на основе полученных данных (см. https://medievalpoc.tumblr.com.).

Турция неоднократно заявляла о своих исторических правах на мощи Святого Николая, но Ватикан не принимает их в расчет. Малая часть мощей Святого (фрагменты челюстей и черепа) хранится в Музее археологии в Анталии.