Известный поэт Рене Шар (1907-1988), влюбленный в эти края, воспел руины когда-то грозной крепости Ле-Бо, «наделенные будущим». Красота местной природы и атмосфера творчества влекут сюда художников, кинорежиссеров, гастрономов и сомелье.

«На удачу, Бальтазар!» — этот девиз написан на родовом гербе сеньоров Бо, возводивших свою генеалогию к Бальтазару, одному из троих евангельских волхвов. Потому-то на красном поле их родового знамени вышита серебром шестнадцатиконечная Вифлеемская звезда, которая, согласно Евангелию, вела волхвов к месту, где родился Иисус.

В Средние века сеньоры Бо были воистину всемогущи, и под защитой замка, вознесенного на скалу подобно орлиному гнезду, вырос полноценный (хотя и маленький) город. Крепостные стены были поставлены на возвышенности, на 200 метров над уровнем долины, тянущейся к Арлю и Камаргу. Сейчас в городке всего 450 жителей — и 22 исторических памятника.

Самый впечатляющий из них — это, конечно, огромный крепостной замок, возведенный в XI- XIII веках. Развалины построек того периода занимают семь гектаров, и здесь часто проводятся средневековые фестивали. С точки зрения архитектуры наиболее интересна часть городка, относящаяся к эпохе Ворождения, особенно — дворец семейства Де Манвиль с его аркадами и сдвоенными окнами, где сейчас размещается муниципалитет.

Песчаник, камень невероятно рыхлый и податливый, сотворил удивительные здешние пейзажи — отвесные склоны и фантастические фигуры, образуемые породой, особенно эффектные в Валь-д’Анфер («Адской долине»), так поэтично запечатленной режиссером Жаном Кокто в фильме «Завещание Орфея» (1960).

С древних времен в этих скалах пробивали ходы и галереи, в которых сейчас расположены винные погреба и проводятся художественные выставки. Мощный контраст дикой красоты природы и изящества архитектуры завораживал многих живописцев — этот край писали Жан Карзу, Робер Умбло, Марио Прассинос, мастер линии и цвета Ив Брайе (1907—1990), музей которого находится в особняке Порсле (XVI—XVII веков) на площади Франсуа-Эрен.

Очарование развалин

На тихих извилистых улочках Бо можно любоваться старинными домами и лавочками, выходящими на главную улицу Гран-Рю. Обратите внимание на часовню Пенитан-Блан XVIII века и на прекрасный особняк XVI века, в котором сейчас находится протестантская церковь, с кальвинистским девизом на фасаде: «Post tenebras 1их»(«После мрака — свет», лат.). На площадь, окруженную вязами и каркасами (каменное дерево), выходит чудесная церковь Сен-Венсан, как бы вырастающая из скалы. Это архитектурное решение здесь не редкость, и множество домов, сросшихся со скалами, в которых выдолблены задние комнаты, — одна из самых очаровательных примет Ле-Бо. В канун Рождества, во время полуночной церковной службы, в церкви Сен-Венсан играют «оживший вертеп» и сцену поклонения волхвов, на местном диалекте — «па- страж». Представление, в котором участвует почти все население города, практически не изменилось с XVI века. Телега, украшенная ветвями и свечами, на которую помещают маленького ягненка, движется вдоль нефа до хоров. В момент «приношения даров» пастухи целуют ножки скульптуры Младенца Иисуса, затем передают ягненка из рук в руки и кладут у статуи.

Из других памятников Возрождения стоит посетить здание, где сейчас размещается Фонд Луи Жу, художника-гравера, подарившего городу коллекцию редких книг. Посещение замка сеньоров Бо, заложенного в начале XI века, никого не оставит равнодушным. От него остались лишь руины, но это место наполнено очарованием — здесь можно представить его блестящее прошлое, а панорама, открывающаяся с древних стен, воистину великолепна. Замок сеньоров Бо «рода орлов, никогда никому не починявшихся», был разрушен в 1631 году по приказу кардинала Ришелье, пожелавшего сравнять с землей этот оплот гугенотов. Главная крепостная башня, часть помещений которой выбита в скале, до сих пор возвышается над оливковыми садами долины.

Прованс