После Первой Мировой войны, территория Османской империи была разделена на зоны оккупации между Великобританией, Францией, Италией и Грецией. Анталия попала в зону оккупации итальянцев. И тут же здесь появились итальянские археологи, историки и любители древности. Они начали проводить раскопки и вывозить найденные артефакты в Италию. Это очень не понравилось простому турецкому школьному учителю Сулейману Фикри Эртену, он тоже начал собирать древности и складывать их в заброшенной мечети. Именно его коллекция и стала основой нового археологического музея в Анталии.

В 1922 году итальянская армия покинула Анталию, и коллекцию учителя поместили сначала в мечеть Текели Мехмет Паша, а в 1937 году музейные ценности перевезли в мечеть Йивли Минарет. Только в 1972 году власти выделили большое здание в центре города, где музей сейчас и находится.

Сегодня археологический музей в Анталии является одним из крупнейших хранилищ артефактов в мире и, пожалуй, крупнейшим в Азии. Площадь музея составляет более 7 тысяч квадратных метров, в нем 13 залов, в которых представлено 5 тысяч экспонатов.

В запасниках музея хранится еще 25-30 тысяч находок, которые невозможно выставить из-за нехватки места. Среди самых интересных залов отметим зал доисторических эпох, зал богов и императоров, зал саркофагов, зал икон, зал монет, зал этнографии и турецко-исламского искусства.

Зал Богов и императоров

В 1988 году Совет Европы выбрал археологический музей в Анталии «музеем года», а в 2016 году музей получил Excellence Award за коллекцию экспонатов. Такой выбор не случаен, поскольку каждый музейный экспонат – без преувеличения шедевр. Это, кстати, и стало причиной подготовки данного материала.

Рассказать о каждом экспонате не получится, попытаемся показать только самые-самые интересные музейные находки. И начнем с глубокой древности, поскольку в районе Анталии селились люди с доисторических времен. Недалеко от города, в провинции Анталия было найдено кладбище раннего бронзового века, где людей хоронили в глиняных сосудах, закопанных в землю. Такой способ захоронения странен, поскольку пифосы (сосуды с заостренным основанием) обычно используются для хранения зерна, оливкового масла, вина. Порой кажется, что нас уже мало что может удивить и шокировать, но оказывается и это возможно — люди древности чего только не придумывали… Как оказалось, такие захоронения в пифосах были популярны в период бронзового века на территории Анатолии.

Больше всего интереса у посетителей вызывает зал богов и императоров. Многие  останавливаются у необычной трехликой скульптуры. Это богиня Геката – богиня колдовства и магии. Вследствие такой мрачной специализации культ богини Гекаты не был широко распространен. Ее статуи встречаются очень редко. Отсюда и высокая ценность экспоната. Статуя из мрамора, датируется II-III веком н.э.

Она — единственная богиня, имеющая власть одновременно на земле, море и небе. Первые изображения Гекаты имеют лишь одну голову, но с развитием культа богиня стала изображаться с тремя телами или тремя головами на одном теле. Эта тройная форма Гекаты олицетворяет рождение, смерть и жизнь, в мифологии она была дочерью ночи и тьмы. Она также была связана со смертью и подземным миром, и только она имела ключ от преисподней. Считается, что Геката несет души умерших людей в другой мир вместе с лодочником Хароном, полагаясь на свет своего факела, который держит в руке. В римский период Геката считалась главным божеством ведьм. Несмотря на мрачный образ, греки считали Гекату очень полезной — она давала своим почитателям красноречие, удачу в бою и на охоте.

В музее хранится несколько статуй  римского императора Адриана. Его легко узнать по пышной и ухоженной бороде. Он первым из римских императоров стал отращивать бороду и скорее всего, чтобы прикрыть ею изъяны кожи. Этот император очень любил путешествовать и часто брал с собой юношу Антиноя, которого обожествил после его скоропостижной смерти в Египте. Побывал император во всех провинциях своей империи, был он и в городе Перге, известном в античном мире своими скульпторами и резчиками камня. Кстати, статуи Адриана найдены именно в Перге и датируются II веком н.э.

Как правило, императора изображали в военном плаще на руке и плече, который называется «палудаментумом» с лавровым венком на голове. У императора Адриана был не только юноша-любовник, но и жена Вибия Сабина, которая приходилась ему троюродной племянницей. Эта женщина обладала острым умом и сумела получить хорошее образование при дворе. Она ненавидела своего мужа, а муж отвечал ей той же монетой и относился как к рабыне. Поговаривают, что император был смертельно болен и незадолго до своей кончины принудил Сабину покончить с собой, чтобы та не радовалась его смерти. Вот такие времена, вот такие нравы.

В центре зала богов и императоров стоит статуя танцующей девушки. Эта самая ценная находка из Перге, и именно она стала «визитной карточкой» археологического музея в Анталии. Примечательна статуя тем, что выполнена из двух видов мрамора — черного для волос и одежды, белого для видимых частей тела девушки. Таким образом, статуя изначально была составной. Нашли ее разбитой, археологи откапали 103 куска этой статуи, и было очень непросто собрать все это воедино. Настоящий 3D-пазл. Имя древнего скульптора неизвестно, но он был без сомнения гениальным. Движение танца, которое передает статуя, выглядит невероятно реалистично, а все оборки ткани выглядят мягкими, словно они не из мрамора. Нет информации и о том, кто была эта женщина. Может быть богиня, хотя ни на один образ она не похожа. Есть предположение, что это копия более древней греческой статуи.

Гордостью музея является скульптура «Усталый Геракл». Это римская мраморная копия бронзовой статуи Геркулеса работы выдающегося мастера Лисиппа, который жил в IV веке до н.э. Бронзовый оригинал не сохранился. Лисипп был любимым скульптором Александра Македонского, его творения прославились по всему античному миру, а копии его шедевров были широко распространены. Представленная в музеи статуя датируется II веком до н.э. Нижняя часть статуи была найдена в Перге, а верхняя долгое время считалась утерянной. И лишь в 1990 году оказалась, что верхняя часть статуи не только была кем-то найдена, но и прошла аукцион и хранится в Бостонском музее Изящных Искусств. Понадобилось еще 20 лет для того, чтобы вернуть в Турцию верхнюю половину статуи Геракла. Существует несколько копий статуи, но та, что хранится в Анталии, признана лучшей. Остается только догадываться о том, насколько идеальным был утерянный оригинал Лисиппа.

Еще одна знаменитая статуя — статуя Трех Граций. Эти «грации» (они же «хариты») — три богини-сестры. Талия — символизирует изобилие, Евфросина — радость, Аглая — красоту. Именно в римские времена существовала традиция изображать граций нагими, взявшись за руки, двух из них лицом к зрителю, одну спиной. До римлян, греки изображали граций в легких одеждах и лицом к зрителю. Скульптурная композиция, выставленная в музее, примечательна в первую очередь тем, что в ней хорошо сохранились все три фигуры. Грации были важными богинями в древних Греции и Риме. За них поднимали чаши на пирах, прося дать веселье и гармонию всем присутствующим и собранию в целом. Грациям молились при воспитании девочек, прося дать им три благодетели: красоту, способность к деторождению и веселый нрав.

Следующий зал называется залом Саркофагов или более красиво — залом Культуры Захоронений. Каждый саркофаг восхищает своей роскошью и отделкой. Посетителям музея остается только удивляться тонкости работы неизвестных мастеров I-III веков н.э. Представленные саркофаги делятся на две группы.

Первая памфилийская, с ярко выраженными гирляндами, с фигурами Ники и Эроса. Эти прекрасные экспонаты создавались в мастерской Перге и потом экспортировались во все уголки Римской Империи (можете представить стоимость доставки такой многотонной «посылочки»). Вторая группа называется Сидамара и представляет собой саркофаги с колоннами. Это самый распространенный тип саркофагов, найденных в Малой Азии. Эти саркофаги отличаются своим убранством, напоминающим храм с колоннадой, между колоннами в виде барельефов изображены сцены из жизни богов или самого усопшего. Есть предположение, что у древних мастеров был каталог, по которому богатые люди выбирали себе оформление вечного дома. Люди еще при жизни себе заказывали саркофаги, потому что кто, если не живой заказчик, будет принимать работу мастера? А вдруг нужно что-то отправить на переделку и исправить недочеты? Бывало и такое, что заказчик не доживал до окончания работы, поэтому некоторые саркофаги оставались недоделанными, но и в них хоронили (не пропадать же добру). Красота саркофагов состоит не только в изображениях на его стенках, крышка порой была не менее значимым произведением искусства.

Примером тому саркофаг Домиция Юлиана и его жены, сделанный во II веке н.э. Приглядитесь и убедитесь, что фигуры возлежат на крышке саркофага… сделанной в виде книги. А книг в те времена, как вы понимаете, и в помине не было. Удивительно, но такая форма крышки саркофага в виде корешка книги встречается довольно часто.

Статуя Гермеса

Среди великолепных саркофагов в экспозиции музея «случайным» образом затесался один совсем невзрачный, без малейших украшений с неказистой крышкой. Этот саркофаг небольшого размера, но для Анатолии он оказался очень редким и очень ценным. Это саркофаг… для собаки. Как свидетельствует надпись на его  стенке, саркофаг заказала  женщина по имени Родопи для своего любимого пса Стефаноса. Есть и надпись, которую исследователи сумели прочитать:

[Он был] счастьем Родопы…

… Те, кто играли с ним, с любовью называли его Стафанос.

[Эта могила] хранит внутри того, кого внезапно забрала смерть.

Это могила Пса Стефаноса, который ушел и исчез.

Родопа плакала над ним и похоронила его как человека.

Я, Пёс Стефанос, которому Родопа построила эту могилу.

В зале икон самым примечательным артефактом являются мощи Святого Николая Чудотворца. Мы понимаем, что им тут не место, но Турция мусульманская страна и у них святые для нас реликвии, являются просто одним из экспонатов. Как известно в древнем городе Демре – одном из крупнейших городов Ликии, находится церковь, в которой служил Святой Николай. Именно в этом городе, в 300-ом году он стал эпископом и прожил до самой смерти. В Демре находится и саркофаг Святого Николая Чудотворца. В XI-ом столетии торговцы из Италии взломали этот саркофаг, похитили мощи Святого Николая и перевезли их в итальянский город Бари. Но как оказалось, они вывезли не всё, несколько фрагментов мощей, утерянных итальянцами, были найдены, их поместили в специальный ларец, а сам ларец установили в музее. Вот такая история.

Трудно даже представить какой ажиотаж был бы, если бы эти мощи привезли, например, в православный Киев. Сколько бы тысяч верующих выстраивались бы в многокилометровые очереди к святыне с одной лишь только целью – взглянуть на нее и поклониться ей.

Есть в музее и несколько залов, в которых представлены предметы быта и древние украшения, относящиеся к сельджукскому и османскому периодам. В одном из залов восстановлена спальня и гостиная в средневековом доме турок-османов.

Ну, а завершим мы наш материал – деньгами. Недалеко от турецкого города Белек был найден клад монет. В нем оказалось 206 статеров, древнеримских серебряных монет весом 10 грамм каждая. Для историков клад ценен тем, что были найдены монеты, отчеканенные в разное время, что дает возможность исследователям проследить, как менялась со временем их чеканка. Самая поздняя монета в кладе отчеканена в 350 году до н.э. Предположительно клад был зарыт в землю перед приходом в Анатолию войск Александра Македонского. Кто-то оценивает ценность клада в 1 миллион долларов, кто-то поднимаем цену до 10 миллионов. В действительности статеров сохранилось достаточно много и они не представляют особой нумизматической ценности. Одну такую монету можно купить за 300-400 евро, соответственно, стоимость всего клада — около 80 000 евро.