Замок Хоэншвангау был возведен на месте средневековой крепости Шванштайн («Лебединая скала»), приобретенной в XVI веке имперским советником Иоханом фон Паумгартнером, который отстроил ее и дал имя — Хоэншвангау. Крепость была превращена в руины во время войн за испанское наследство и с Наполеоном. В 1832 году ее купил наследный принц Баварии Максимилиан, чтобы перестроить в сказочный замок Хоэншвангау. Едва лишь увидев развалины древней крепости, кронпринц загорелся идеей сделать ее своей летней резиденцией.
Неоготическое здание в романтическом стиле
Название Хоэншвангау («Высокий Швангау») может вызвать путаницу: ведь на самом деле тогда уже существовал замок под этим названием в том месте, где позднее Людвиг II приказал возвести замок Нойшванштайн. Сценограф и архитектор Доменико Квальо, которому была поручена перестройка Хо- эншвангау, предварительно сделал много эскизов и акварельных рисунков.
Окончательный проект здания в романтическом стиле имел лишь некоторые черты старинных замков, например зубчатые стены и башенки, но и эти детали выполнены в эклектическом духе того времени.
Роскошные интерьеры
В качестве летней резиденции короля Максимилиана II Хоэншвангау был обставлен с большой пышностью, причем не только королевские покои, но и крыло придворных, самая поздняя пристройка комплекса, предназначенная для проживания высших чиновников и их прислуги.
• Салон рыцарей на нижнем этаже замка — одно из самых старых помещений, оставшихся от первоначальной крепости Шванштайн.
• Зал Лебединого рыцаря и комната Шейерна (названа в честь родоначальника Виттельсбахов) украшены настенной живописью, посвященной истории баварской династии Виттельсбахов.
• Турецкая комната — спальные покои королевы на первом этаже — служила напоминанием о поездке в Турцию кронпринца Максимилиана (1833), когда он получил многочисленные подарки, выставленные в замке.
• На втором этаже можно увидеть спальню Людвига II, стены которой украшены изображениями на темы рыцарской поэмы «Освобожденный Иерусалим» Торквато Тассо; фреска на потолке посвящена мифологическому сюжету «Богиня Ночи с детьми — Смертью и Сном».
• На втором этаже расположены Зал Героев, украшенный изображениями персонажей северных саг, и кабинет короля.
• С террасы сада открывается живописный вид на окружающие горы и озеро Альпзее.
• Фонтан Львов — имитация одноименного фонтана в Львином дворике замка Альгамбра в Гранаде (Испания).
• Оружейная комната, или Зал для пиршеств, первоначального замка по приказу Максимилиана была превращена в капеллу, где и сегодня служатся мессы.
Внутреннее убранство состоит из роскошной меблировки и многочисленных фресок, часть которых выполнены Морицем фон Швиндом. Здесь и портреты принцев и императоров, и эпизоды мифов, и события из немецкой истории. Среди них заслуживает особого упоминания изображение трагического прощания Конрадина Свевского (герцога Швабии) с матерью, происходившего на этом месте в 1267 подарил автору часы с изображением любимого героя. После этого посещения молодой король все чаще переодевался в рыцаря Лоэнгрина и даже написал Вагнеру письмо, спрашивая, какой плащ надевал рыцарь поверх доспехов и какими были цвета его одежды.
Согласно популярной в Баварии легенде, в 800 году император Карл Великий подарил Швангау («Лебединый край») доблестному рыцарю, который затем удалился на ладье, влекомой лебедем по близлежащему озеру Альпзее, — тот же сюжет мы находим в известной саге о Лоэнгрине. В 1835 году Максимилиан посвятил Лебединому рыцарю один из залов в замке Хоэншвангау, который получил название Зала Лебединого рыцаря. На одной из картин изображен момент прощания рыцаря, его путь к ладье, стоящей у берега Альпзее, на фоне замка. Людвиг вырос, имея эту картину перед глазами, он страстно увлекся легендой о мифическом герое. В 1850 году Рихард Вагнер поставил на сцене Веймарского оперного театра оперу «Лоэнгрин». Пятнадцать лет спустя юный Людвиг, вдохновленный музыкой Вагнера, был счастлив, когда известный композитор посетил его в Хоэншвангау. Целую неделю в замке звучала музыка из этой оперы.
Конрадин, внук императора Фридриха II, уезжал в Италию, чтобы отвоевать трон южного королевства, отобранного у свевов (швабов) анжуйцами. В 1268 году его войско потерпело поражение в сражении при Тальякоццо, и Конрадин был обезглавлен в Неаполе по приказу Карла Анжуйского. Будущий король Людвиг II был еще ребенком, когда строительные работы в Хоэншвангау близились к завершению, и в возрасте 13 лет он любил рисовать замок, в котором жил. Людвига завораживал мир древних германских и рыцарских сказаний, сюжетами которых были украшены интерьеры и которые глубоко повлияли на формирование его характера.