Баварский Нюрнберг — единственный крупный город Германии, который сумел сохранить до настоящего времени свои средневековые черты. Его называют самым немецким городом, олицетворением духа страны. Это второй по величине город Баварии после Мюнхена.
В документе 1050 года впервые упоминается деревня Норимберг. В середине XI века император Генрих III заложил крепость на высоком холме над рекой Пегниц. Ее строительство завершилось при императоре Фридрихе I Барбароссе. По одной из версий, там, где ныне высится Императорская крепость, когда-то стояло римское укрепление Неронберг, названное в честь императора Нерона. В 1219 году император Фридрих II объявил Нюрнберг свободным имперским городом, то есть он стал подчиняться и платить налоги непосредственно императору, а административная власть перешла городскому совету. В пик своего расцвета, который пришелся на 1470-1530 годы, Нюрнберг вместе с Кельном и Прагой входил в тройку самых крупных городов Священной Римской империи германской нации. За тысячелетнюю историю Нюрнберга его посещали императоры более 300 раз. В 1356 году император Карл IV издал Золотую буллу — своего рода «основной закон» Священной Римской империи. Этот документ определял порядок избрания германского короля коллегией из семи курфюрстов, а также права и обязанности самих курфюрстов. Избранный ими король затем короновался Папой Римским и становился императором. После коронации свой первый рейхстаг новый император должен был собирать в Нюрнберге. Так город обрел статус «первого среди равных». В 1423 году император Сигизмунд передал сюда коронационные регалии: корону, крест, святое копье, имперский меч и другие символы власти, то есть город стал «хранилищем сокровищ Священной Римской империи германской нации». Сейчас, кстати, эти регалии находятся в Вене. Нюрнберг был среди первых немецких городов, присоединившихся в 1525 году к Реформации. В 1806 году он был включен в состав королевства Бавария.
Церковью Святого Лаврентия по праву гордится город. Ее начали строить в конце 13-го века и возводили почти два столетия. Запоминающееся здание в готическом стиле выполнено из песчаника. Даже не заходя внутрь, можно долго рассматривать храм снаружи, в частности – его барельефы, на которых запечатлены сцены из Библии – Рождение Христа, Его жизненный путь, массовое убийство младенцев во времена царя Ирода. В самой церкви большое впечатление производят скульптурная группа «Благовещение», выполненная Файтом Штоссом, одним из самых известных скульпторов южной Германии.
Это внушительная резная скульптурная композиция из липового дерева весом около 800 килограмм подвешена на небольшой высоте, так, чтобы верующие могли рассмотреть все детали. Две главные фигуры, Девы Марии и Архангела Гавриила, принесшего благую весть о скором рождении Сына Божьего, обрамлены овальным венком из 40 позолоченных роз. Со светящимся от радости лицом сообщает Архангел божью тайну, а Мария, как бы отстранившись, принимает эту весть. В это время на голову ее опускается белый голубь как символ Непорочного Зачатия.
Фигуры Гавриила и Марии несет на себе парящий ангел, а другие ангелы окружают их. Бог-отец как владыка мира царит над происходящим, держава в его руке контрастирует с запретным плодом, что держит змей-искуситель в нижней части композиции. Опоясывают скульптуры молельные четки с 63 жемчужинами, что соответствует годам земной жизни Девы Марии.
Впечатляет и огромная резная каменная дарохранительница, созданная Адамом Крафтом. Ее высота достигает 18 м. Основание поддерживают 3 мужские фигуры, выполненные чрезвычайно натуралистично.
Славу церкви принесли и ее прекрасные многочисленные витражи.
Появление Рыночной площади в Нюрнберге связано с трагическими событиями. Она была открыта в 14 веке на том месте, где располагалось еврейское гетто. В 1349 году город посетила чума и жители обвинили в этом евреев. Их имущество разграбили, гетто разрушили, 600 человек сожгли на костре. Накануне Рождества на площади проводятся большие и шумные ярмарки, где можно купить сувениры и попробовать знаменитые нюрнбергские сосиски и пряники. В конце тридцатых годов эту площадь переименовали в площадь Гитлера, а после войны площадь называлась Железный Майк в честь американских солдат. Но потом немцы по-тихому вернули историческое название – Рыночная площадь.
Над ярмарочной суетой Рыночной площади Нюрнберга высится готический фасад церкви Девы Марии, построенный на уцелевшем фундаменте древней синагоги. Ее отличительная деталь — часы с движущимися фигурками.
Как только наступает полдень, на фасаде церкви появляются фигурки-подданные и кланяются королю. Церковь Девы Марии была построена во второй половине 14-го века, согласно первоначальному замыслу тут должны были проводиться императорские церемонии. Большинство историков придерживаются мнения, что архитектором собора является Петр Парлер, известный благодаря пражскому собору святого Витта. Внутри церкви можно увидеть реликвии времен Средневековья. В ходе Реформации церковь Девы Марии на 150 лет была лютеранской, а в начале 19 века ее вернули католикам.
В углу площади стоит фонтан «Прекрасный колодец». Над ним возвышается готический купол. По легенде, купол должен был венчать здание церкви, но то ли на окончание работ не хватило денег, то ли рабочие сорвали сроки строительства, в итоге пришлось поставить купол над фонтаном. Вокруг фонтана установлена красивая кованая решетка с двумя кольцами – с одной стороны бронзовым, а с другой стороны железным (его редко замечают туристы). Согласно легенде за дочь знаменитого мастера Куна безуспешно сватался бедный подмастерье. Чтобы доказать строгому отцу любимой свое мастерство он изготовил из бронзы кольцо, разрезал его, затем надел на решетку фонтана, запаял и зашлифовал шов так, что и следов не осталось. Мастер, увидев искусную работу ученика, передумал, но несчастный жених уже покинул Нюрнберг.
Есть еще один любопытный уголок средневекового Нюрнберга, который уцелел после американских бомбежек. Это площадь с непроизносимым для русских названием Тиргэртнерторплатц. Здесь сохранились несколько самых старых в городе строений, но главное — дом Дюрера, в котором он прожил более двадцати лет. Художник пользовался покровительством императоров, его картины и гравюры щедро оплачивались, благодаря чему он купил дом у крепостной стены, ранее принадлежавший астроному Бернхарду Вальтеру. Для наблюдений за звездами тот проделал в крыше несколько окон, днем верхний этаж щедро заливали солнечные лучи. Именно это и было нужно Дюреру для работы, он жил там до самой смерти.
Маленького зайца-русака Альбрехт Дюрер подобрал в окрестностях Нюрнберга в 1502 году. В это время художник болел и был вынужден на некоторое время отказаться от путешествий, но много гулял по своему родному городу и его окрестностям. Зайчонок поселился в доме Дюрера, а потом стал моделью: настороженный, с огромными глазами, готовый в любой момент сорваться с места. Как и другие работы Дюрера, рисунок зайца поражал детальной точностью, реалистичной передачей настроения и внутреннего напряжения. Именно по его мотивам Юрген Герц создал в 1984 году гигантского бронзового «заяца Дюрера», возможно для того, чтобы обозначить местоположение дома художника.
В Нюрнберге немало скульптур. В Старом городе нам встретилась скульптура «Корабль дураков» Юргена Вебера. На создание композиции его вдохновила книга, написанная в XV веке Себастьяном Брантом. И книга, и статуя призваны отразить людские пороки.
Себальдускирхе – это третья по значимости церковь города и получила она свое название в честь святого Себальда – покровителя Нюрнберга. Святой ничем особо не прославился, просто жил отшельником в лесу недалеко от города. Построена церковь в 13 веке и имеет торжественную и немного мрачную готику. Церковь лютиранская и имела когда-то орган, специально изготовленный для нее в 15 веке. Инструмент сильно пострадал в 1945 году во время бомбежек, в 1975 году в храме установили его копию.
По дороге в Старый город мы прошли мимо госпиталя Святого Духа. Он работает с XIV века и считается одним из старейших госпиталей Европы. Сейчас на его территории располагается дом престарелых, а в прошлые столетия больница выполняла роль приюта для прокаженных. Средневековая постройка стоит прямо на воде среди пышной растительности, которая в зимнее время малозаметна.
Нам не удалось посетить замок в Нюрнберге, он просто не работал зимой. Издали мы видели толстые крепостные башни круглой формы и удивлялись их форме. Но на самом деле, когда-то они, как и большинство других башен, были «тощими» и «квадратными». Когда появились пушки, квадратным в сечении башням пришлось несладко, ядра легко откалывали куски от углов, и в итоге они рушились. Поэтому жители города обложили все башни замка камнем, так что они стали более надежной цилиндрической формы.
Конечно, в Нюрнберг надо приезжать еще и еще раз, нам удалось посмотреть только малую часть его достопримечательностей.
А завершу я свой рассказ о городе несколькими интересными фактами специально для эрудитов, вдруг пригодятся. Именно в Нюрнберге появились первые карманные часы, наперсток, кларнет и токарный станок. Еще в 1659 г. здесь впервые началось фабричное изготовление карандашей. А еще Нюрнберг прославился самым мирным занятием — в начале 20 века в городе было 243 фабрики игрушек. В послевоенные годы здесь регулярно проводятся международные, самые большие в мире ярмарки игрушек.