Шамбор находился недалеко от резиденции Франциска I-го — замка Блуа. В период Столетней войны на этой территории размещались военные гарнизоны, но затем надобность в них отпала. Кроме того местность изобиловала дичью, а король очень любил охоту и мечтал построить здесь охотничий домик.
Строительство замка началось в 1519 году и стало одной из самых крупных и затратных строек того времени: здесь работали одновременно до двух тысяч рабочих, а для возведения стен замка потребовалось около 220000 тонн камня! Существует предположение, что при постройке этого шедевра король воспользовался некоторыми задумками Леонардо да Винчи, который тот успел разработать во время проживания в замке Кло-Люсе.
К 1537 году был сформирован общий вид башен и донжона. В это время король уже жил в замке, в северо-восточной башне, а в 1545 году он перешел в свои апартаменты, из окон которых был виден донжон во всей красе. В целом основная постройка представляла собой центр миниатюрного городка, который образовали четыре башни с окошками и лесенками, расположенные по углам донжона. Внутри донжона, в месте пересечения галерей была выстроена лестница, обладающая двумя независимыми друг от друга маршами. Это было удобно поскольку с такой лестницы можно было бы попасть в любую комнату замка и кроме того люди спускающиеся или поднимающиеся по ней не видели друг друга. Лестница была щедро декорирована лепными украшениями нимф, гарпий, химер и фавнов. На каждом шагу встречается изображение герба короля — саламандру, извергающую огонь.
На втором этаже донжона особенно впечатляет огромный кессонный свод в виде пологой арки, украшенной эмблемами Франциска I. Хотя Шамбор считается классикой Ранессанса, в его архитектуре присутствуют и средневековые элементы. Это относится к орнаменту башен донжона и крыши замка с многочисленными каминными трубами и башенками, напоминающими фрагменты средневековых крепостей.
В 1540-е годы королевский двор все чаще останавливался в Фонтебло, а вскоре в парижские хранилища перекочевала большая часть роскошного убранства замков Луары. Затронуло это и Шамбор, все его содержимое, когда-то предназначенное для того, чтобы порадовать Карла V перекочевало в Париж. Надо сказать, что в те времена царствующие особы часто переезжали с место на место и всегда брали с собой всю мебель и ценные вещи. Так что с отъездом короля замки, в том числе и Шамбор, пустел. За 32 года царствования Франциск I провел в поместье Шамбор всего 72 дня, и ему не суждено было увидеть свое детище в завершенном виде. К моменту смерти короля в 1547 году были закончены только донжон и королевские покои.
После смерти Франциска I-го, его сын Генрих II продолжил строительство амбициозного проекта, а последующие владельцы замка, Людовик XIII и его брат Гастон Орлеанский, продолжили его усовершенствование. К XVII веку в Шамборе было 440 комнат, 282 камина, 77 лестниц. Один из владельцев замка, Карл IX очень любил охоту и о его увлечении сохранилось множество историй, свидетельствующих о силе и ловкости короля как всадника и охотника. Рассказывали, например, что он преследовал оленя до его полного изнеможения, не спуская свору собак. Другой раз, проскакав без устали 10 часов и загнав пять лошадей, он так громко дунул в свой рог, что из того потекла кровь.
Людовик XV отдавал дань ястребиной охоте в Шамборе, но в 1725 году передал замок своему тестю, Станославу Лещинскому. Говорят, что изгнанному польскому королю зимой тут очень досаждали сквозняки, а чтобы защититься от малярии, он приказал засыпать ров у замка.
Двадцать лет спустя, в 1745 году, замок перешел к маршалу Морицу Саксонскому. Он ввел в замок волонтеров своего полка, состоявшего из поляков, венгров, турок и татар, одетых в блестящие униформы. В 1750 году маршал, питавший слабость к прекрасному полу, умер при загадочных обстоятельствах; по официальной версии, это случилось от, якобы, запущенной простуды, по другой версии был сражен ударом шпаги ревнивого супруга. После его смерти в знак траура пушки замка стреляли каждые четверть часа в течение шести дней.
Последним владельцем, который наслаждался грандиозностью Шамбара, стал маршал де Сакс, одержавший победу над английскими войсками при Фонтенуа в 1745 году. Он не только поселил тут свою любовницу-актрису, но и держал в замке два кавалерийских полка: они имитировали сражения, а Сакс наблюдал за ними с террас на крыше замка.
В 1915 году государство наложило на замок арест, а в 1930 году купило его. В начале 1970-х годах в замке началась реставрация, а в 1981 году он был внесен в список всемирного достояния ЮНЕСКО.
Шамбор — это не только история, увековеченная в камне, но и замечательный заповедник, в котором бережно сохраняется флора и фауна. Олени, косули, дикие кабаны, всевозможные виды птиц присутствуют не только в виде трофеев в залах замка, но и обитают в парке Шамбора огороженного стеной высотой в 3 метра. Говорят, будто бы в ненастную погоду, когда молнии разрезают ночное небо, а в лесу протяжно завывает ветер, на тихих аллеях парка можно встретить загадочного всадника, несущегося на черном коне. Это призрак графа Тибальда, обитающий в замке и выезжающий поохотиться в Шамборском лесу в ненастные ночи. История призрака загадочна и противоречива. Кто-то рассказывает, что граф погиб в лесу во время страшной, внезапно разразившейся грозы. Кто-то утверждает, что он пал жертвой дворцовых интриг и был предательски убит во время охоты… Сам призрак не опасен, однако его внезапно появляющийся из темноты и несущийся напролом силуэт может здорово напугать посетителей.