Собор Святого Петра – одна из главных достопримечательностей Рима и центр католического мира.
На берегу реки Тибр, на склоне Ватиканского холма июньским днем 67 года был казнен апостол Петр, проповедник Евангелия и первый Папа католической церкви. Его распяли вниз головой. Там же, на месте казни, ученики похоронили Святого.
Первую базилику над могилой апостола Петра возвели при императоре Константине в 329 году, а перед ней разбили небольшую площадь, обрамленную колоннами.
Простояв более 11 веков эта церковь грозила обрушиться, пока в 1506 году Папа Юлий II не приказал построить вместо нее величественный собор, который должен был затмить все религиозные постройки того времени. Этот собор должен был стать центром католицизма и символом власти понтифика.
Возводился собор более 100 лет, и за это время его строительством руководили разные архитекторы, в том числе Микеланджело и Лоренцо Бернини. При этом они часто кардинально меняли замыслы своих предшественников Донато Браманте и Рафаэля Санти. Хотя в итоге Собор Святого Петра в Ватикане производит удивительно целостное впечатление.
Сегодня Собор Святого Петра представляет собой здание общей площадью 23 000 квадратных метров, длиной 218 метров и высотой 136 метров. В соборе одновременно могут находиться около 15 тысяч верующих. Собор такой огромный, что внутри него легко могут поместиться крупнейшие храмы Европы… До начала 1990-х годов собор Святого Петра был самой большой христианской сакральной постройкой в мире, пока в… республике Кот-д’Ивуар не была построена еще более крупная церковь.
Центральной частью Собора Святого Петра является грандиозный купол. Максимальная его высота — 133,3 метра от уровня земли, высота внутри базилики — 117,57 метра, внутренний диаметр — 41,5 метра, а общий вес — 14 тысяч тонн! Этот купол виден практически из любой точки Рима, и поэтому стал настоящим архитектурным символом города (возводить в Риме постройки выше Собора запрещено). Чтобы облегчить конструкцию, в куполе предусмотрены слуховые окна, благодаря которым внутрь собора проникает естественный свет. Микеланджело, создавший архитектурный план этого шедевра, во время своей работе вдохновлялся куполами римского Пантеона и церкви Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.
В собор ведут 5 дверей. Крайняя левая дверь называется Дверью Смерти. Отсюда выходят похоронные процессии понтификов, потому эти врата практически всегда закрыты. Самая правая дверь — так называемая Святая дверь — тоже обычно замурована. Ее открывают каждые 25 лет во время Юбилея или празднования — особого периода, когда для верующих становится возможным отпущение грехов по облегченным условиям, а потом дверь снова замуровывают.
Фасад и интерьер богато украшены многочисленными статуями Христа, Иоанна Крестителя и апостолов, надгробиями и памятниками государственным деятелям, в том числе могила папы Иоанна Павла II. Главными святынями Собора являются Папский алтарь, Статуя Святого Петра, Трон Святого Петра и знаменитая скульптурная группа Микеладжело – «Пьета».
Внутри Собор Святого Петра имеет богатое убранство, состоящее из массы статуй, алтарей, надгробий, фресок и других произведений искусства. Не многие знают, что картины, украшающие своды, стены и алтари, не написаны маслом, а сделаны в технике мозаики. Этот многоцветный мозаичный ковер в Базилике занимает в общей сложности более 10 тысяч квадратных метров. Сначала папа Григорий XIII решил украсить мозаикой главный купол Собора. Но тут оказалось, что в Риме нет специалистов, умеющих работать с мозаикой и владеющих этой древней, дорогой, но чрезвычайно прочной и красивой техникой. Пришлось обратиться за помощью к лучшим венецианским мастерам. Те приехали и постепенно обучили своему ремеслу команду римлян.
Мозаику делали из специальных стеклянных мозаичных полотен, которые окрашивались в момент плавления оксидами металлов в различные цвета и множество оттенков. В это сложно поверить, но изготовленные мозаики для Собора имели 26 тысяч оттенков глазури! Чтобы крепить мозаику к поверхности купола изготовили специальную штукатурку на основе льняного масла, секретный рецепт которой ревностно хранили в Ватикане более четырех веков. А когда эффектно засияли глянцем купольные мозаики, решили перейти к алтарям и картинам собора. Но оказалось, что глянец сильно бликует. Проблему решили, создав новый тип непрозрачной эмали, которая в меньшей степени отражает свет.
Могила папы Иоанна Павла II
Начиная с XVII века, все алтари и произведения живописи в Соборе Святого Петра постепенно были заменены точными мозаичными копиями. Тем самым бесценным шедеврам в соборе Святого Петра была обеспечена такая долговечность, которой трудно достичь с помощью кистей и красок.
У каждого столба есть небольшой балкон и ниша. На этих балконах хранятся четыре великих реликвии соборе Святого Петра: плат Вероники, копье римского сотника Лонгина, частица креста, найденного Еленой — матерью императора Константина, и голова апостола Андрея. В нишах столбов установлены соответствующие фигуры святых. На фото с крестом господним в руках – святая Елена. Легенда гласит, что именно она во время своего паломничества в Святую Землю нашла Истинный Крест.
Самое святое место в любом храме – это его алтарь. В Соборе Святого Петра алтарем служит место успокоения Святого Петра, его гробницу, «укрыл» балдахин, выполненный Бернини. Этот гениальный архитектор и скульптор потратил на строительство Собора и его украшение более 50 лет своей жизни. Высота балдахина составляет 28,7 метра, но он кажется изящным и почти невесомым. Закручивающиеся кверху колонны, увитые золотыми листьями, кажутся сделанными из темного дерева. Но это не так: на самом деле балдахин целиком выполнен из бронзы. В интерьере собора размеры балдахина скрадываются. Даже не верится, что ангелочки на его вершине имеют высоту около двух с половиной метров.
Под балдахином находится алтарь, который сделан без каких-либо особых украшений из большого куска белого мрамора с серыми прожилками. Этот алтарь называется Папским, потому, что только Папа Римский может исполнять около него свои священные обязанности.
Рядом с балдахином в полу Базилики устроена лестница, ведущая на нижний этаж Собора. Она окружена балюстрадой, на которой негасимо горят 99 светильников. Внизу открывается доступ к Ватиканским гротам с захоронениями понтификов, а еще глубже — ход к гробнице апостола Петра и древнему некрополю.
Кафедра содержит в себе древнюю христианскую реликвию — деревянный трон Святого Петра, который по церковному преданию принадлежал апостолу. Контрастом непомерно сияющей роскоши золота служит скромный черно-белый алтарь, для которого творец этого шедевра гениальный Бернини выбрал аквитанский мрамор и яшму из Сицилии.
Не менее значимой святыней Собора является статуя Святого Петра. Бронзовый святой прямо сидит на мраморном стуле. Левая рука его, держащая ключи, прижата к груди, правая рука поднята в знак благословения. Считается, что Святой Петр особенно милостив к молящимся, стоящим около этой статуи. Поэтому каждый паломник благочестиво прикасается к правой ноге скульптуры, которая за семь веков идеально отполирована верующими. Кстати, за спиной статуи не натянутая ткань, а искусно выполненное мозаичное панно.
Все, кто посещают Папу с визитом – будь то главы государств, послы или знаменитости, проходят через эти въездные ворота. Которые охраняют неподвижные, как статуи, люди в забавной форме. Каждый из них в карнавально-пестром камзоле и панталонах держит в руках грозное оружие средневековья — двухметровую алебарду. Это солдаты швейцарской гвардии отважные бойцы, специально выбранные Папами для личной охраны.
Ну, и в завершении несколько слов о площади перед Собором. Путь к нему проходит между двумя полукруглыми частями колоннады, созданной Бернини в 1667 году, в середине которой находится массивный египетский из красного гранита обелиск, а справа и слева от него — два постоянно работающих фонтана. Обелиск, указывающий на центр площади – это все, что осталось от раннехристианских построек IV века.
Площадь перед Собором никогда не бывает безлюдной, здесь всегда множество паломников, туристов и горожан.