Одно из красивейших мест Италии – озеро Лаго Маджоре с Борромейскими островами. Среди них самый прекрасный остров — Изола Белла. Когда-то давно остров Изола Белла на Лаго Маджоре был просто голой скалой. Он находился напротив города Стрезы, в 400 метрах от берега. Сегодня почти всю его территорию занимает дворец Борромео и прилегающий к нему великолепный сад. По форме остров напоминает корабль с дворцом на носу и парком на корме.
Дворец имеет три уровня — парадные залы, жилые комнаты и подземные гроты, но, тем не менее, в комплексе, он предстает собой однородное, гармоничное строение.
Давайте начнем экскурсию по дворцу с парадной лестницы. Она украшена массивными гербами и медальонами с портретами членов семейства Борромео и выходцев из благородных итальянских домов, породнившихся с этой семьей.
Для посещения во дворце открыты двадцать пять залов, все они щедро декорированы лепниной, позолотой, оформлены гобеленами, статуями, хрусталем.
Самый главный зал дворца — Тронный. Он выделяется среди других помещений роскошью и обилием золота. В медальоне перед троном — портрет Карло IV Борромео-Арезе. Именно при нем были созданы роскошные террасы в парке дворца. Карло IV Борромео (ум.1734) был вице-королем Неаполя, и дважды был женат на родственницах папы.
В Галерее французского генерала Луи Александра Бертье собрана коллекция картин семьи Борромео, насчитывающая 130 произведений итальянских художников. Среди живописных работ — картины Луки Джордано, Цуккарелли, Таллоне, Паннини и фламандского мастера Питера Мулира Младшего и других. Фамилии художников под картинами не указаны, а самими полотнами сплошь увешены все стены.
Интересен герб семьи Борромео, его элементы часто встречаются в лепнине и художественных украшениях залов. В верхней части герба помещен девиз «Humilitas», подчеркивающий благочестивость и религиозность семьи Борромео. Девиз написан вертикальным готическим шрифтом, что символизирует добродетель и скромность перед Богом. Другой символ — лежащий верблюд, на спине которого помещена древняя корона. Это — один из самых старых символов семьи, означающий терпение и преданность. Единорог связан с политической мощью семьи. Элементы конской упряжи символизируют то, что мягкая сила может остановить грубое насилие. Кедр символизирует красоту и разнообразие растений, цветущих во владениях Борромео.
Центральный зал дворца — салон Гранде высотой в три этажа, построен в середине XX века. Большой зал устроен для самых важных приемов, но кажется, что он в таком качестве не использовался.
На потолке, на вершине плафона помещен девиз рода Борромео «смирение», во что верится с трудом из-за пафосной обстановки всей резиденции.
Розовый зал — музыкальная гостиная. У него есть и другое название — зал Стрезской конференции. Во дворце 11-14 апреля 1935 года прошла конференция «Фронт Стрезы», где Бенито Муссолини встретился с министром иностранных дел Франции Пьером Лавалем и премьер-министром Великобритании Джеймсом Макдональдом. Целью встречи была попытка создать альянс западноевропейских государств против гитлеровской Германии. Однако альянс не был создан и в последующем Муссолини переметнулся к Гитлеру.
Вдоль стен музыкальной гостиной расположены редкие музыкальные инструменты. Роскошный спинет в центре зала относится к семейству клавесинов. Чрезвычайно популярны они были в XVIII веке, особенно для домашнего музицирования. Спинет компактнее обычного клавесина и внешне похож на рояль.
В залах дворца собрано немало средневековых секретеров работы неаполитанских мастеров. Они богато украшены позолоченными фигурами и мозаикой из полудрагоценных камней.
Есть во дворце и зал Наполеона. В нем провел ночь с 17 на 18 августа 1797 года Бонапарт со своей супругой Жозефиной Богарнэ. От других залов он ничем особым не отличается, разве что в нише, за кованой оградой стоит кровать с балдахином из красного атласного шелка, расшитого серебряными нитями.
Следующий зал — библиотека семейства Борромео, где хранятся книги, изданные в Европе от начала книгопечатания до 1 января 1501 года и увесистые тома XVI- XVIII веков. Здесь же представлены старинный глобус, аркебуза и доспехи, один из которых детский, принадлежал Джованни Бенедетто Борромео — первенцу Карла IV.
В «зале медальонов» десять позолоченных медальонов с изображением самых значимых событий из жизни святого Карло Борромео (1538-1584) — кардинала и святого католической церкви, одного из самых видных деятелей Контрреформации, инициатора реформы монашеских орденов. Зал использовался для банкетов во время приемов важных гостей.
Из парадных залов мы спускаемся в самую эффектную часть палаццо Борромео — дворцовые гроты. Шесть подземных залов с колоннами и низкими сводами украшены природными материалами — туфом, галькой, раковинами, сталактитами, а также множеством мраморных статуй.
Среди скульптур, выполненных Чезаре Монти, выделим его шедевр – «Спящая Венера».
Гроты были созданы в 1772 году, а строительством руководил сам Длильберто V Борромео. По замыслу архитекторов оформление гротов должно было создавать иллюзию морского дна. В гротах знать укрывалась от летней жары и развлекалась водными играми.
И наконец, последний зал дворца перед выходом в не менее роскошный дворцовый сад – Шпалерная галерея, в которой представлены великолепные образцы ткацкого искусства Фландрии. Впечатляет и великолепный потолок галереи.
Надеемся, что наша экскурсия убедила вас, что дворец Борромео прекрасен, он имеет роскошные интерьеры, а в залах собраны самые выдающиеся произведения искусств именитых мастеров. Роскошный дворец – жемчужина ломбардского раннего барокко в Италии и одно из самых романтических мест в Европе.