Остер – городок, расположенный примерно посередине между Киевом и Черниговым. Город древнерусский, впервые упоминается в Ипатьевской летописи в 1098 году.
Именно тогда Переяславский князь Владимир Мономах (с 1113 года Великий князь Киевский) основал на Остре крепость для защиты от кочевников — Городец на Остре. Он построил это укрепление на высоком холме, с видом на живописные поймы речек Остра и Десны. В крепости князь построил большую церковь — Михайловскую, один из приделов которой сохранился до наших дней.
Ошибочно этот предел называют «Юрьева божница». Возможно потому, что после смерти Мономаха Остер перешел во владение к Владимиро-Суздальскому князю Юрию Долгорукогому (в 1155-1157 Великого князя Киевского). Юрий, укрепил крепость и стал использовать ее для контроля за судоходством по Десне.
Кроме того, крепость стала опорным пунктом князя в его постоянной борьбе с Изяславом Мстиславовичем за киевский престол. Не вызывает сомнений, что Юрий Долгорукий молился в Михайловской церкви и возможно часто, что и стало причиной называть предел его именем.
В 1152 году Городец на Остре разрушил сначала Изяслав, а в 1240 — татаро-монголы. Поселение, возникшее после этого на его месте долгое время называли Старым Остром или Старогородкой, так как большинство жителей разрушенного города перебрались жить поближе к Десне и в XIV веке отстроили новое поселение — Остер. С течением времени эти два поселения слились в одно.
История города типична для мелких городов того времени. В 1356 году Остер попал под власть литовцев и его сделали центром староства. В 1569 году Остерское староство стало польским. Поляки в 1571 году построили на берегу Десны замок и разместили в нем 44 пушки и 150 военных. Замок не сохранился. В 1649 году, во время войны с Польшей за независимость в Остре сформировалась казацкая сотня, которая оказалась в составе Переяславского полка. В 1654 году город попал под власть Российской империи. Во второй половине XVII века Остер был в основном казацким городом. По данным переписи 1766 года в нем проживало 2007 человек, из них казаков — 1086.
После уничтожения Запорожской Сечи (1775) и казацтва в Украине, Остер стал центром уезда Киевской губернии, а в 1802 году — Черниговской губернии, то есть обычным провинциальным городом империи.
Старейшей и самой интересной достопримечательностью Остра является Михайловская церковь, которую как мы упоминали, построил Владимир Мономах в 1098 году. Это один из немногих памятников эпохи Мономаха, который дошел до нашего времени. От величественного некогда сооружения остался лишь один из приделов церкви. Приделом, как известно, именуют помещение в храме, состоящее из алтаря и пространства, предназначенного для мирян. В зависимости от архитектуры, храм может иметь один или несколько приделов. Обычно различают главный (центральный) и боковые приделы. В нашем случае сохранилась абсида — примыкающий к основному объему церкви выступ здания, полукруглый, прямоугольный или другой формы в плане, перекрытый полукуполом или полусводом. Внутри на стенах абсиды можно различить древнерусские фрески.
Михайловскую церковь построили из древнерусских плинф и глыб песчаника. Плинф — строительный материал, который широко использовался в Древней Руси. Это тонкий обожженный кирпич, часто квадратной формы, ширина которого примерно равнялась длине. На многих плинфах находят клейма мастеров. Строили из них с использованием толстого слоя раствора, зачастую равного по толщине самой плинфе, из-за чего стена храма становилась «полосатой». Иногда через несколько рядов плинф укладывали ряд природного камня, в нашем случае песчаника. Считалось, что это повышает сейсмоустойчивость постройки.
Татаро-монголы во время нашествия в 1240 году повредили, но не разрушили церковь и она очень долгое время не использовалась по назначению. В XVII веке церковь обновили и начали использовать как действующий храм. В 1753 году молния и пожар разрушили деревянный верх храма. Но это было полбеды. Настоящая беда началась, когда стал сдвигаться и оползать холм, на котором стояла церковь. Средств на укрепление холма не было, поэтому в начале XIX века решили, что разобрать церковь будет значительно дешевле, чем постоянно восстанавливать и укреплять ее. И разобрали, оставив лишь апсиду.