Епископу Виборга принадлежала значительная часть датского полуострова Саллинг. Когда в начале XVI в. он построил замок для защиты церковного имущества и налоговых доходов, то даже не мог предположить, что уже через несколько десятилетий здание станет деревенской фермой. Также вызывает удивление, что замок «сдался» без борьбы, хотя при подготовленной защите мог оказать упорное сопротивление.
Времена Реформации
Замок Споттруп, окруженный двойным рвом и земляным валом, строился как раз в то время, когда подготавливалась религиозная революция, которая в Дании оказалась вписана в уже начавшуюся войну старой знати с возвышающимся буржуазным классом. Было очевидно, что, чью бы сторону ни принял королевский дом, он должен был ослабнуть от этого конфликта, если не полностью потерять свою власть. Действительно, в 1523 г. Кристиан II был свергнут знатью, которая избрала на трон его дядю Фредерика I.
Однако сын последнего, Кристиан III, понял, что в стране сформировался климат, благоприятный для решительных изменений, и что король должен выступить инициатором, если не хочет стать жертвой. Сразу же после коронации в 1536 г. он сделал мудрый шаг: открыто принял позицию знати, разочаровав тем самым силы реформистов, но заручившись важной военной поддержкой. Одновременно Кристиан III, воспользовавшись общественным недовольством Церковью, провел в Дании протестантскую реформу и благодаря изъятию церковных владений существенно упрочил собственную позицию.
С проведением церковной реформы замок Споттруп также стал владением короля. Никто этому не противился, а тем более крестьяне, удовлетворенные тем, что освободились от ближней епископской власти в пользу далекой королевской. В 1579 г. монарх даровал здание своему советнику, Хенрику Белову. Однако, несмотря на проведенные внутренние работы, комплекс мало подходил для резиденции и поэтому был реконструирован в ферму.
Приобретя владение, Йорген Розенкранц (1523-1596) приказал построить сначала восточное крыло здания, соответствующее аналогичному крылу позднейшего комплекса, затем вход с центральной башней и, наконец, соединить две постройки поперечным корпусом. Работы были завершены при его сыне, Хольгере Розенкранце (1574-1642), который добавил еще один поперечный элемент, придав комплексу трапецеидальную форму. Он был очень культурным и образованным человеком — неслучайно его прозвали «Ученым» (дат. «den Laerde»),— учился в Ростоке и Виттенберге, свободно говорил на нескольких языках и был сведущ в теологии, астрономии и математике.
Розенкранцы — одна из самых старых и знатных семей Дании. Уже в XIV в. они накопили крупное состояние, которое позволяло им оказывать огромное влияние на политику королевства. Представители рода в XIV в. участвовали в борьбе против короля Вальдемара IV Аттердага (1340-1375), но это было исключением: в последующие столетия они всегда оставались верными королевскому дому. Почти в каждом поколении семья давала Дании важных политических деятелей, от министров и государственных советников до глав государства.
В Дании, согласно старинному скандинавскому обычаю, даже аристократические семьи присоединяли к полученному при крещении имени отчество, а не неизменяемую фамилию. Например, отца основателя замка звали Отте Хольгерсен, то есть Отте сын Хольгера. Он был канцлером королевства и умер от чумы вместе с женой через два года после рождения сына Йоргена, который должен был носить имя Оттесен. В 1526 г. король Фредерик I издал приказ, согласно которому знатные дома должны были принять постоянную фамилию, следуя европейской традиции. Большая часть семей взяла такие фамилии из собственных гербов, и так же сделал род Йоргена, который из геральдической «короны из роз» (изображавшейся вместе со шлемом) сделал наименование Розенкранц. Юный Йорген Оттесен, превратившийся таким образом в Йоргена Розенкранца, учился вместе с Мартином Лютером в Виттенберге, стал государственным советником и председателем комиссии, которая управляла государством вместо десятилетнего короля Кристиана IV.
Шедевр датских резиденций
Сегодняшний комплекс с его элегантными залами и великолепным садом — это результат обновлений, которые в 1740 г. начал Ивер Розенкранц. Работы были поручены Лаурицу де Тура, наиболее выдающемуся архитектору своего времени. Хотя четыре крыла сооружения были построены в разные периоды, общий вид комплекса настолько гармоничен, что кажется, будто вся постройка изначально была задумана такой.
Богатство и могущество
Не считая элегантных композитных ордеров на фронтоне здания, внешняя архитектура замка может показаться простой и безыскусной. Однако внутренние покои меблированы с особой тщательностью, чтобы продемонстрировать гостям богатство и могущество, достигнутое семьей Розенкранцев.
- Восточное крыло было обставлено в ренессансном стиле.
- Зимний салон на юго-западе отличается своей позолоченной кожаной обивкой и изысканной мебелью XVII в.
- Семейная капелла, построенная по желанию Хольгера Розенкранца, была редкостью в протестантской Дании.
- Многочисленные портреты хранят память о многих поколениях семьи. Самый известный из них принадлежит кисти Карела ван Мандера и изображает Хольгера Розенкранца и его супругу Софию, погруженными в молитву.
- В здании хранится интересная коллекция фламандских и французских гобеленов.
- Отдельная выставка посвящена картинам Арильда Розенкранца (1870-1964), талантливому в различных областях искусства представителю знаменитого рода владельцев замка.
- В обширном парке в 1980 г. был реконструирован старинный барочный сад с партером и английской Вверху: коридор между залами замка, украшенный лужайкой. несколькими фамильными портретами.
- Павильон Пиркентавль (дат. РігкепїауІ), бывший учебный зал в школе, основанной Хольгером Розенкранцем, своим названием обязан средневековой настольной игре, правила которой не сохранились до нашего времени.