«Дамский замок» был построен в 1513— 1521 годах для аристократки Екатерины Боне. С 1547 по 1559 год Шенонсо стал одной из любимых резиденций фаворитки Генриха II Дианы де Пуатье. По рассказам местных жителей, каждое утро Диана обнаженной купалась в реке. После смерти Генриха Диане пришлось уступить поместье вдове короля Екатерине Медичи, которая устраивала в замке и в парке красочные и пышные приемы, сопровождаемые фейерверками. Только на праздник в честь сына Генриха II и Екатерины Медичи, юного короля Франциска II и его супруги, королевы шотландской Марии Стюарт, была потрачена головокружительная сумма денег.
История Шенонсо началась в XVI веке: интендант по королевским финансам Тома Боне купил небольшой укрепленный замок с мельницей на реке Шер. Его жена Екатерина Брисоне захотела разрушить старые сооружения, за исключением старинной башни, и построить новый замок в соответствии с канонами ренессансного искусства, которое начало распространяться во Франции.
В 1524 году после смерти Бойе Король Франциск I приказал устроить финансовую проверку, которая выявила факт присвоения бывшим интендантом немалых денежных средств. Наследникам Бойе не оставалось ничего иного, кроме как отдать замок королю, возместив незаконно присвоенную сумму.
Однако идеи грандиозного обустройства садов так и остались на бумаге. Замок приобрел уникальный облик и отражал развитие архитектуры: средневековая башня, особняк в ренессансном стиле, двухэтажная галерея на мосту, построенном Филибером Делормом. И весь ансамбль отражается в водах реки Шер, что придает ему неповторимое очарование.
Зеркальные отражения
В большой степени очарование французских ренессансных замков, восхитительным примером которых является Шенонсо, заключается в искусном использовании воды не только как эстетического, но и как архитектурного элемента.
Почти всегда это сооружения, окруженные или даже соприкасающиеся с водой, их отражения создают театральные и романтические эффекты. С функциональной точки зрения вода была защитным или, по крайней мере, сдерживающим фактором.
В XVI веке замки, которые постепенно превращались из старых фортификационных сооружений в изысканные дворянские резиденции, уже не имели защитных укреплений; украшавшие их башенки утратили первоначальную защитную функцию и стали частью декоративного оформления. Так что надежным заслоном от воров, разбойников или нежелательных посетителей служила вода. С более общей точки зрения, вода вокруг замка представляла собой природный элемент, который смягчал и обогащал архитектуру, придавая ей сказочный вид.
В XVI веке здание включало, наряду с сохранившейся старой башней, так называемый corps de logis (главный жилой корпус) в виде квадрата на плане и с четырьмя башнями по углам, построенный прямо посреди реки. Диана де Пуатье приказала разбить вокруг замка первый сад в итальянском стиле и поручила архитектору Филиберу Делорму соединить замок с берегом, построив каменный арочный мост. Король Генрих II финансировал работы, введя новый налог на все имевшиеся во Франции колокола, чем заслужил саркастическое высказывание писателя-са- тирика Франсуа Рабле: «Король повесил все колокола королевства на шею своей кобыле».
С давних времен живописный замок на воде служил местом проведения праздников, о каких можно только мечтать. Достаточно вспомнить торжественный прием в честь Карла IX со сражениями на реке Шер и танцевальными сценами на сюжеты древнегреческих мифов
Волшебная сказка, парящая между водой и небом
Гюстав Флобер писал, что Шенонсо казался парящим между небом и водой. В замок ведет аллея Платанов, слева от нее — сад Дианы, справа — сад Екатерины Медичи. Пройдя через башню XV века, сохранившуюся от прежних владельцев замка — семейства де Марк, вступаем на мост, который ведет в ренессансный замок. Здесь начинается галерея.
• Сады Шенонсо пользуются мировой известностью. В 1836 году композитор Джакомо Мейербер выбрал замок как место действия оперы «Гугеноты».
• В садах стоит здание с куполами, построенное Филибером Делормом и его помощниками для Екатерины Медичи. Сейчас в нем находится Музей восковых фигур, в котором воспроизведены образы главных персонажей из истории замка.
• В разных частях замка можно видеть инициалы «ТВ» — Тома Бойе — и его девиз «Построю замок, и обо мне не забудут».
• Зеленый кабинет и библиотека относятся ко временам Екатерины Медичи; в интерьерах следует обратить внимание на красивый старинный кессонный потолок.
• В зале Франциска I можно полюбоваться Дианой де Пуатье, изображенной в облике одноименной римской богини охоты на портрете кисти Франческо Приматиччо.
• Большая Галерея на мосту сегодня выглядит как обычное архитектурное сооружение, но в то время, когда она была построена, это стало сенсацией. В разные периоды она использовалась в разных целях: как место для праздников в эпоху Ренессанса, как военный госпиталь во время Первой мировой войны, как пропускной пункт между оккупированными территориями и землей свободной Франции во время Второй мировой войны.
Рождение галереи
Среди нововведений XVI века, пришедших из Италии, было новое видение галереи, устроенной со всевозможной роскошью. До этого времени помещения в замках и дворцах не предполагали наличия изолированных комнат в современном понимании: они располагались рядом друг с другом, и дверь из одной комнаты открывалась прямо в смежную комнату.
В эпоху Возрождения в Италии распространился обычай располагать комнаты вдоль проходного коридора. Таким образом, для того чтобы пройти из одной комнаты в другую, можно было использовать это пространство, не беспокоя обитателей смежных комнат. Такой коридор стал называться галереей, и долгое время он был открыт с внешней стороны. Наконец, в XVII веке, благодаря развитию технологии производства стекла, внешнюю стену галереи стали закрывать высокими окнами. Поскольку это было первое помещение при входе в дом, и в нем было много света, возникла традиция выставлять в галерее ценные произведения искусства: статуи, картины, гобелены, предметы мебели. Так название «галерея» приобрело значение художественного собрания, которое осталось до нашего времени. В Шенонсо сохранилась одна из первых галерей этого типа: она была построена при Екатерине Медичи в 1570-1576 годах, вероятно, по проекту архитектора Жана Бюллана. Это вытянутое помещение без выходящих в него комнат, которое имело собственную функцию и могло использоваться для выставления произведений искусства, для прогулок и для любования открывающимся видом на реку.
Литераторы, философы и красивые женщины
Шенонсо никогда не переставал соответствовать своей природе театра прекрасного мира, даже когда он уже не был королевским замком. В 1733 году его приобрел главный сборщик налогов и банкир Клод Дюпен, и под умелым руководством мадам Дюпен замок стал салоном, где собирались художники, философы и представители высшего света. «Ей нравилось видеть выдающихся людей, власть имущих, знаменитых писателей, красивых женщин. В ее доме встречались только герцоги, посланники, важные персоны», — писал Жан-Жак Руссо, который был завсегдатаем в замке, поскольку являлся наставником сына хозяйки; он был, хотя и недолго, также любовником мадам Дюпен.
В разные годы в залах замка побывали Жорж Санд (родственница Дюпенов), Гюстав Флобер, журналист Максим Дюкан, драматург Эжен Скриб, композитор Джакомо Мейербер. Все они восхищались пейзажами и атмосферой, царившей в замке.
Большие резиденции, особенно престижные, в те времена были не только архитектурными сооружениями, но и, благодаря их растущей стоимости, демонстрацией вкуса и престижа владельца, театральной сценой для аристократической жизни, вожделенными инструментами власти, вокруг которых часто разыгрывались тайные и жестокие сражения.
В конце XVI века замок Шенонсо сделался ставкой в игре — в скрытой и сложной борьбе. Екатерина Медичи, скончавшаяся в 1589 году, оставила замок в наследство снохе Луизе Лотарингской, жене Генриха III. К сожалению, король был убит в том же году, и именно в Шенонсо Луиза получила известие о гибели любимого мужа. Она решила
Зрелища при дворе
На протяжении XIX века Шенонсо оставался театральной сценой и культурным центром. В 1836 году либреттист Эжен Скриб поставил в садах замка некоторые сцены из своей тяжелой музыкальной драмы «Гугеноты» на музыку Джакомо Мейербера. В этой опере придуманная королева Марго поет арию с обилием высоких нот, посвященную прелестям прекрасной Турени, области, в которой расположен замок. Здесь же, в замке, впервые во Франции было устроено представление с фейерверками, эта итальянская традиция до того момента французам была неизвестна. Придворный газетчик оказался настолько поражен, что даже не смог описать это великолепное шоу, в котором «деревья не сгорали, но все они были окружены огнем».
Салон наук и искусств
В 1733 году владельцем Шенонсо стал Клод Дюпен. Его жена Луиза открыла двери замка для философов, художников, писателей и ученых. Жан-Жак Руссо, один из основателей современной демократии, был приглашен в замок в качестве учителя. Обхождение с ним так пришлось ему по душе, что философ счел уместным отметить: «Мы питались настолько хорошо, что я стал толстым, как монах».
Последняя дама в Шенонсо
Шестой по счету женщиной, связавшей свое имя с замком, стала Маргарита Пелуз, которая в 1864 году с увлечением занялась реставрационными работами. Ее переделка опиралась на романтические вкусы но остаться вдовой и удалилась от света в замок Шенонсо, покинув королевский двор. На долгие 11 лет она погрузилась в глубокий траур, за что была прозвана «безутешной» и «белой королевой» (поскольку носила траур белого цвета).
Фаворитка нового короля, Генриха IV Великого, Габриэль д’Эстре страстно желала завладеть великолепным поместьем и употребила всю свою власть, чтобы его получить. Была организована сложная система обменов, в ходе которых Луиза завещала замок своей племяннице Франсуазе Лотарингской, которой в то время было 6 лет. Франсуазу сосватали за внебрачного сына короля Генриха IV (от Габриэль д’Эстре) — Цезаря Вандомского, которому было 4 года. В результате, благодаря ребенку, Габриэль д’Эстре смогла получить замок официально. Луиза же в обмен получила право пожизненного пользования родовым поместьем Бурбонов, где она и умерла в 1601 году. Таким образом, Шенонсо перешел к роду Вандомов, который владел им до 1720 года.
Мода новой эпохи и не вполне соответствовала оригинальной архитектуре замка, зато имела большое значение для сохранения роли Шенонсо как действующей резиденции. Работы по восстановлению и реставрации оказались чрезмерно затратными, мадам Пелуз влезла в долги и вынуждена была продать замок.
В 1952 году начались новые восстановительные и реставрационные работы, которые финансировались французским государством. В результате замок приобрел тот облик, который он имел во времена Дианы де Пуатье и Екатерины Медичи.