Доподлинно неизвестно точное время постройки замка Иссонь. Уже в середине XII века в этом месте возвышалась укрепленная башня, которую благородное семейство Шаллан позже, в XV веке, превратило в полноценную крепость, известную в округе.
По-видимому, идея перестройки принадлежала Иблето ди Шаллану, воздвигшему и соседний замок Веррес. Иблето жил на рубеже ХIV-ХV веков и вошел в историю как один из самых выдающихся людей своей эпохи. Его непререкаемый авторитет и славу в Европе подтверждают летописи нескольких княжеств:
- он упомянут в них как компаньон графа Амадея VI Зеленого Савойского во время его экспедиции на Восток;
- как командующий Савойской армией во время войны против войск виконта;
- как миротворец в конфликте Генуи и Венеции;
- как боец за бельгийский город Иперн в противостоянии англичанам, за Неаполь против графства Анжу и за Сьон против швейцарцев.
Замок в том виде, в котором мы можем видеть его сегодня, появился благодаря апостольскому протонотарию, архидьякону Аостской долины, настоятелю обители «Святого медведя», правителю Берреса и других земель Джорджио ди Шаллану, еще одному представителю этого знаменитого дворянского семейства.
Именно он — на правах официального наставника своего племянника Филиберто — был автором идеи превратить небольшой феодальный замок в роскошный центр распространения новой культуры. Так появился аристократический замок непревзойденной художественной ценности, красоте которого могли позавидовать владения великих правителей — от Людовика Сфорца до Лоренцо Медичи Великолепного. В 1528 году под властью Рене ди Шаллана крепость уже имела изысканный и богатый вид дворца эпохи Возрождения.
В 1480 году, когда Джорджио ди Шаллан начал строительные работы в крепости, он был движим желанием положить начало новой эры в жизни маленькой альпийской долины. Впечатленный идеями философии гуманизма, Джорджио был очарован новой архитектурой эпохи Возрождения, которая активно распространялась по всей Италии: она черпала вдохновение в античной классической культуре, ставившей человека во главу угла. Получивший образование в крупнейших культурных центрах
Замок, погруженный в себя
С архитектурной точки зрения Иссонь является замком-«интровертом»: лишенный отделки, почти как обычный дом, снаружи; и имеющий богатый «живописный внутренний мир» — пугающий своим великолепием — внутри. Эта особенность делает Иссонь уникальным явлением среди других замков Аостской долины. Ведь все они в силу своего горного местоположения имеют внушительный внешний вид. Этот контраст, однако, необходим для того, чтобы лучше оценить внутреннее убранство небольшого дворца.
Прелат имел не только превосходное чувство прекрасного, но и четкое представление о том, что искусства и изысканность являются не меньшим инструментом власти, чем оружие: ведь правитель мог укреплять с их помощью свой авторитет и заявлять о нем в ясной и понятной манере. Именно с этой целью ди Шаллан приступил к осуществлению масштабного архитектурного проекта, призванного превратить Иссонь в политический и культурный центр графства Шаллан и выгодно подчеркнуть престиж своих владельцев. Современники считали дворец «слишком передовым», поскольку он нарушал устоявшиеся традиции, и не понимали принципов его оформления. Для сегодняшних посетителей Иссонь, наоборот, являет собой образец перехода от средневековой готики к эпохе Возрождения.
В Иссони найдены письменные свидетельства, отражающие привычки благородного семейства, жившего в замке 500 лет назад, с картинами повседневной жизни аристократов, а также их подданных. А настенная живопись, напротив, свидетельствует об оживленной творческой жизни приальпийских художников XV века.
• Замковый комплекс состоит из трех зданий.
• Мебель и убранство XV века в кухне и обеденном зале иллюстрируют роскошную — но далекую от сегодняшних представлений об удобстве — жизнь аристократической семьи эпохи Возрождения.
• Потолок в комнате владельца замка Джорджио ди Шаллана, которую называют еще комнатой «Кавалеров ордена Святого Маврикия», весь украшен кессонами — углублениями прямоугольной формы, что в те времена было «последним писком моды». На потолке также изображен орденский крест кавалеров Святого Маврикия.
• «Комната короля Франции», или «Комната Лилий», получила свое имя благодаря изображенным на кессонах потолка позолоченным лилиям.
• Витая лестница, ведущая на второй этаж в господской части замка, представляет собой архитектурный шедевр: ее монолитные ступени аккуратно выдолблены в каменной кладке по периметру.
• Стены комнаты Маргариты де ла Шамбр украшены пейзажами. К ней пристроена небольшая часовня с фресками на стенах.
• В знаменитых изображениях в Иссони с одинаковой интенсивностью по воздействию прослеживаются два влияния: традиционная для того времени поздняя готика и Возрождение, расцветавшее на Апеннинском полуострове.
• В открытой галерее у входной зоны над семью полукруглыми арками изображены основные профессии ремесленников того времени; это самые яркие и ценные во всей долине зарисовки повседневной жизни людей.
• Часовня на первом этаже великолепно украшена живописными сценами религиозной жизни.
• В «Зале баронов», или в «Зале правосудия», находятся самые новаторские фрески, панорамный вид на которые открывается с лоджии. По боковым стенам зала изображены герб рода ди Шаллан и «Суд Париса».
• Живописные украшения стен можно найти и с внешней стороны: во внутреннем дворе находится «Зеркало для детей Шаллан» — ряд фамильных эмблем, но большая часть из них повреждена или вовсе утеряна.
Чертеж замка: он имеет форму четырехугольника, открытого по одной стороне — той, что выходит во внутренний сад, разграниченный крепостной стеной
История Филиберты
Фияиберта ди Шаллан жила в замке Иссонь в середине XVI века. Она была молодой и очень красивой девушкой; все окрестные благородные женихи хотели взять ее в жены, но она была влюблена в придворного конюха. Ее родители договорились о браке дочери с юношей из богатой семьи, имевшей родство с правителями Милана. В расстроенных чувствах в ночь накануне свадьбы Филиберта сбежала в Венецию вместе со своим возлюбленным. Но история не имела счастливого конца: в Венеции молодой человек был беспочвенно обвинен в воровстве, доставлен в суд и приговорен к смерти через повешение. Когда после казни девушка узнала, что обвинение было выдвинуто ее собственными родителями, она пришла в неописуемую ярость. Ее силой доставили в родительский дом, в Иссонь; и она начала писать на стенах замка фразы, полные печали и отчаяния, например, «Любовь побеждает все, 1554», или «Жить и любить, 1556».
Это, по мнению некоторых, и положило начало настенным надписям в замке. Трогательная романтическая история, но маловероятная, потому что надписи на различные темы принадлежат руке десятка или даже сотни очень разных людей разного возраста.
Великие живописные циклы
Несомненная ценность архитектуры дворца дополняется великолепной живописью, украшающей стены Иссони. Заслуживают внимания фрески на полукруглых сводах в открытой галерее на первом этаже, они иллюстрируют — ярко и очень реалистично, а иногда и с иронией — профессии той эпохи: портной, пекарь, торговец пряностями, мясник и т. д. Автором является живописец Колин. Благородными сюжетами, также представляющими художественную ценность, расписаны стены внутреннего зала и коридоры. Тематика разнообразна: религиозные сцены в часовне, мирские — в «Зале правосудия», мифологические — в остальных комнатах.
Упадок и восстановление
Постепенное вырождение семейства Шаллан способствовало тому, что замок Иссонь пришел в запустение. Он бы со временем окончательно разрушился, но, к счастью, в 1872 году Витторио Авондо, художник-пейзажист, увлеченный старинной замковой архитектурой, купил и отреставрировал замок (естественно, следуя стилистическим канонам своего времени). Для выполнения работ Авондо пригласил других живописцев, чутких к красоте и традициям, в том числе Альфредо д’Андраде, который дал вторую жизнь замку Фенис. После окончания реставрационных работ в 1907 году художник принес Иссонь в дар государству. Сам он вполне удовлетворился табличкой на крепостной стене, которая провозглашала радость от того, что ему удалось «объединить славу собственного имени с именем того, кто воздвиг замок».