Замок Глубока был построен на фундаменте крепости XIII века, отданной в залог в конце этого же века рыцарю Завишу из Фалькенштейна (1250-1290), однако сейчас от тех времен в архитектуре замка не осталось и следа. Завиш из Фалькенштейна женился на вдове короля Пржемысла Отакара II (1233-1278) Кунгуте Галицкой и, являясь советником ее сына Вацлава II, фактически правил Богемией. Его попытка восстановить и расширить империю вызывала беспокойство за границей, а достигнутое влияние тревожило местную знать. Хитрые интриги привели к его задержанию и казни перед крепостью Глубока в 1290 г.
Смена владельцев и форм
В XVI веке владение стало собственностью семьи Нейгаузов, которые переделали старую усадьбу в замок в стиле ренессанс по проекту Бальдассаре Мадджи ди Ароньо. Вскоре он был продан другой аристократической семье.
Во время Тридцатилетней войны комплекс был конфискован и затем продан Шварценбергам, одной из самых знатных семей империи, их фамилия встречается еще в хрониках XII века. Среди самых известных представителей семьи особое место занимает Адольф, талантливый генерал, который в 1598 г. возглавлял завоевание крепости Дьёр («ворон»), бывшей в руках турок. С этого момента согласно императорскому декрету семья могла добавить на свой герб изображение ворона, клюющего глаза турку.
В начале XVIII века князь Адам Франциск Шварценберг приказал снести существующее здание, чтобы построить новое в стиле барокко. Работы под руководством Пола Игнаца Байера и Антонио Маптинелли проводились с 1707 по 1728 г. В 1732 г. князь погиб от случайного выстрела из ружья императора Карла V, и его архитектурные проекты остались незавершенными.
Шварценберги в XX веке
За меценатство, успешную предпринимательскую деятельность в области сельского хозяйства и вклад в развитие государства Шварценберги всегда были уважаемы и любимы народом. Но такая княжеская семья, к тому же вовлеченная в международные отношения, не могла понравиться нацистам. Они конфисковали их имущество и отправили князя Йиндржиха в концентрационный лагерь. При смене власти семья вновь оказалась в немилости. Сельскохозяйственная реформа, проведенная в Чехословакии после Второй мировой войны, привела кэкспроприации земельных владений, в том числе замка Глубока, а Шварценберги были изгнаны из страны. После прихода к власти коммунистической партии была национализирована и другая собственность Шварценбергов. Только после падения Берлинской стены в 1989 г. семья восстановила права собственности.
Реконструкция XIX века
За несколько веков Шварценберги приобрели огромные площади земли в Австрии и Богемии. В 1802 г. семья разделилась на две ветви, первая поселилась в замке Глубока, а вторая — в замке Орлик. Князь Ян Адольф II Шварценберг (1799-1888), хоть и ездил по дипломатическим делам в Берлин и Лондон, не играл важной роли в общественной и политической жизни. В 1838 г. во время путешествия в Англию на коронацию королевы Виктории он посетил Виндзорский замок вместе с супругой Элеонорой фон Лихтенштейн. Она была очень впечатлена строением, и через два года полностью переделала замок Глубока по примеру замечательной архитектуры Виндзора. Реконструкция, продолжавшаяся до 1871 г., проводилась Францем Веером, а после его смерти — Фердинандом Деворецким.
Семья Шварценбергов, которая оставалась собственником комплекса до первой половины XX века, воссоединилась в 1962 г., когда последний представитель глубоцкой ветви усыновил Карела Шварценберга, наследника орлицкой ветви.
Замок следовал тенденции, распространенной в XIX веке: воссоздавать средневековую «сказочную» архитектуру, удивительную и невероятную, часто порожденную одним лишь воображением. Эта мода захватила всю Европу, но ярче всего воплотилась в архитектуре Германии и Франции, где средневековые формы олицетворяли благородное происхождение владельцев.
«Сказочный» средневековый замок
В таком виде, в котором он предстает сейчас, замок Глубока является отличным примером европейской замковой архитектуры.
• В декорировании замка представлено смешение стилей, присутствуют элементы готики и ренессанса; впечатляют точность и талант художников.
• Среди залов на первом этаже можно найти такие, как комната княгини Элеоноры, фантастический Утренний салон и кабинет Гамильтона, получивший свое название от имени художника, специализировавшемся на сценах охоты. На противоположной стороне лестницы располагаются комната для чтения, приемный зал с портретом княгини Элеоноры над камином и самый большой зал замка — библиотека с великолепным потолком с кессонами.
• Во внутренней часовне находится оригинальная алтарная статуя, восходящая к XV веку.
• Замок окружен большим парком в английском стиле.
• В здании бывшей конной школы находится музей, посвященный чешскому художнику и патриоту Миколашу Алешу (1852-1913); в нем собраны как средневековые религиозные произведения искусства Богемии, так и полотна голландских мастеров и современных богемских авторов.
• В романе Der Nachsommer («Бабье лето», 1857) австрийский писатель Адальберт Штифтер (1805-1868) описал шкаф с дельфинами, проданный героиней семье Шварценбергов.