В 1515 году королём Франции стал Франциск I. Завоеватель Миланского герцогства, заслуживший неформальный титул «Цезаря, покорителя швейцарцев», вернулся на родину горячим поклонником итальянского искусства. В итальянских экспедициях он познакомился со многими поэтами, учёными, художниками, архитекторами, скульпторами и их меценатами. Рафаэлю король заказал несколько картин. В стиле итальянского Возрождения при Франциске I был построен замок Фонтенбло. Среди итальянских мастеров, работавших там, был скульптор Бенвенуто Челлини.
В Фонтенбло король открыл для посетителей свою библиотеку. Основанный им в Париже Коллегиум трёх языков, получивший впоследствии известность как Коллеж де Франс, потеснил Сорбонну. Королевское покровительство искусствам способствовало рождению стиля французского Возрождения, архитектурным апофеозом которого считается замок Шамбор, возведённый на берегу Луары.
Заинтересованность Франциска I в расцвете наук и искусств сопутствовала всему 33-летнему периоду правления, с самого его начала. В 1516 году король пригласил во Францию великого Леонардо да Винчи. Сам Франциск I вырос на Луаре в королевском замке Амбуаз. В детстве, в окружении любящей матери и друзей, с которыми предавался охоте и верховой езде, он был счастлив. Он любил городок Амбуаз и счёл его комфортным местом для проживания немолодого итальянского гения. Леонардо был предоставлен замок Кло-Люсе, расположенный поблизости от помпезного замка Амбуаз, и солидная пенсия.
Тогда Леонардо оказался во Франции впервые, но до этого представители высшей французской знати уже заказывали ему инженерные, архитектурные и скульптурные проекты. Переселившийся из Италии художник привёз в Амбуаз несколько своих картин. Возможно, среди них была и Мона Лиза — высокопоставленный современник после посещения художника записал, что видел изображение флорентийской дамы. Возможно даже, что в Амбуазе Леонардо продолжал работать над этой картиной. Леонардо да Винчи похоронен в часовне Святого Юбера в замке Амбуаз.
Этот замок — один из старейших замков Луары. Он, вместе со своими знаменитыми садами, расположен на высоком берегу реки и как бы, нависает над городом. Сейчас с его высоты просто открываются живописные виды, а в прошлом возвышавшаяся здесь крепость, а впоследствии замок, охраняли территорию знатных владельцев. В X — XI веках Амбуаз был лучшим военным укреплением в регионе. С 1434 года, когда после четырехсотлетнего периода принадлежности дому Амбуаз замок стал королевским, он превратился в излюбленное место пребывания многих монархов. В 1492 году Карл VIII начал перестраивать замок в стиле пламенеющей готики. Тогда появились часовня Святого Юбера с «каменными кружевами», крыло Карла VIII с королевскими покоями, винтовые башни Миноритов и Гюрто, лишённые ступенек для удобства проезда всадников, а также сад на террасе замка.
Итальянские архитекторы создали первый своего рода итальянский дворец во Франции. Столь любимый Карлом VIII замок, к несчастью, навлёк на него смерть от удара о дверной косяк.
Следующий монарх, Людовик XII, построил новое крыло замка, перпендикулярное крылу Карла VIII. Его преемник, упоминавшийся Франциск I, перестроил его в стиле ренессанс.
Во время правления Франциска II замок был ареной Амбуазского заговора, прелюдии к религиозным войнам. Послужил замок Амбуаз и тюрьмой. Сюда Людовик XIV заточил своего суперинтенданта Николя Фуке за очевидное воровство. События Великой Французской революции привели к разрушению замка, но впоследствии он был восстановлен и сейчас как памятник Всемирного наследия входит в список ЮНЕСКО.
Залы замка украшены фламандскими картинами и гобеленами, турецкими коврами ручной работы. Там можно видеть резную мебель в готическом стиле и художественно оформленные камины. В зале Караула с пальмообразными сводами демонстрируются копии средневековых доспехов. Пол зала Барабанщиков сделан из терракотовой плитки. Здесь выставлен сундук XV века и висит гобелен XVI века. Зал Заседаний — свидетель торжественных приёмов. Трон украшают геральдические лилии; есть эмблемы Карла VIII и Франциска I. В зале Виночерпия интересны мебель, гобелены и посуда. В спальне Генриха II стоит огромная кровать с четырьмя колоннами. В спальне Франциска I привлекает внимание столик из красного дерева со множеством ящичков. В Музыкальном салоне находится рояль Эрар.
В галерее Караула можно представить себя стражником, наблюдающим за переправой через Луару, а поднявшись на башню Миноритов, наслаждаешься красотой долины Луары и «поляны» высоких красных крыш городка.