Изначально в этом месте находилась загородная вилла испанского маркиза. Однако после восстания 1640 г. и изгнания испанцев из Португалии к власти пришли португальские правители династии Браганса и конфисковали у маркиза его имущество. Педру, брат короля Жозе I, хотел воздвигнуть здесь шикарную пригородную виллу по примеру французских королевских дворцов: Версаля, Сен-Клу, Марли. Выражение Que luz (Ке луш) — по-португальски «как свет» — было слоганом, вдохновлявшим и направлявшим проектировщиков на создание роскошной сияющей резиденции. Начальный план принадлежит архитектору Матеушу Висенте де Оливейре (1706-1786), а его реализация Жану-Батисту Робильону.
По примеру французских королевских дворцов сады были украшены скульптурами, вазами, фонтанами, каналами и озерами, на португальский манер декорированными азулежу. Все это создавало роскошную обстановку для приемов португальского двора. Одной из любимых придворными дамами игр во время праздников была ходьба по краю фонтана. Несомненно, на строительство этого дворца Педру вдохновил именно Версаль. Однако из-за разницы во времени стили этих двух сооружений значительно отличаются. Торжественной барочной величественности французского дворца Келуш противопоставляет мягкую элегантность рококо, характерную для Португалии. Более компактный размер комплекса способствует гостеприимной и уютной атмосфере, что также отличает его от Версаля.
Безумная, но счастливая дама
После смерти мужа Педру королева Мария стала реже участвовать в придворных праздниках. Постепенно и неотвратимо развивалась душевная болезнь, поразившая ее после смерти мужа. Однако мраморная статуя, воздвигнутая в честь королевы возле дворца, изображает Марию «милосердной, счастливой и в приподнятом настроении».
В начале XX в. дворец перешёл в собственность государства, годами позже здесь открылся музей. Меж тем, парадные залы время от времени используются для государственных приемов, а некоторые павильоны служат для размещения глав иностранных правительств, посещающих Португалию с государственным визитом. Кроме того, в бывших кухнях бокового крыла действует ресторан высокой кухни, а сады и внутренние залы используются для выставок и концертов.
Мария «Безумная»
Мария I (1734-1816) была дочерью короля Жозе I и в 25 лет вышла замуж за его брата Педру (1717-1786). Эта пара (особенно Мария) была глубоко религиозной: когда в 1777 г. Марию короновали, она добилась увольнения могущественного маркиза Помбала, который занимал пост премьер-министра, являлся вдохновителем и исполнителем реформ просветительского характера, введенных Жозе I. При новой королеве власть вернулась в руки священников и инквизиции. После смерти мужа (1786), старшего сына (1788) и дочери Марию начали атаковать все более сильные приступы депрессии, которые в 1790 г. переросли в психическое расстройство. Во время частых истерических припадков королеву нужно было связывать, чтобы она не причинила вред себе и окружающим. В 1792 г. Совет министров доверил государственные дела ее младшему сыну Жуану VI (1767-1826). Когда в 1807 г. наполеоновские войска проникли в Португалию, весь двор скрылся в Бразилии, португальской колонии. Переезд вызвал усугубление болезни: Мария, почти потерявшая рассудок, увидев индейцев, была уверена, что попала в ад. Смерть она встретила в 1816 г. в состоянии полного безумства.
Залы в стиле рококо
Яркий стиль рококо в украшениях придает определенную легкость внутренним залам дворца, а в прошлом он служил подходящей декорацией к проходившим здесь праздникам; интересно, но в то же время эта легкость противоречила религиозному и строгому характеру королевской семьи.
• Во дворце большое количество ценных фресок, мебели и светильников. Тронный зал декорирован резьбой Сильвестре де Фария Лобо.
• В элегантном Музыкальном зале были крещены дети, рожденные в браке Жуана VI и Карлоты Жоакины, королевы, неоднократно замеченной во внебрачных связях и обсуждаемой при дворе.
• Очень красив коридор азулежу, где плитки изображают португальскую колониальную жизнь.
• В Зале послов, иногда используемом для официальных приемов, находится портрет королевской семьи. Наличие музыкальных мотивов в украшениях вызвано тем, что здесь часто проводились концерты, которые организовывал Педру, муж королевы Марии I.
• Зал Дон Кихота со сценами из известного романа Мигеля Сервантеса представляет собой квадратную комнату с круглым потолком. Раньше этот зал был спальней Педру. Здесь родился и умер король Педру IV (1798- 1834), первый император Бразилии.
• В Зале пикника изображены различные сельские сцены.
• Часовня украшена резьбой по дереву. Королева Мария лично участвовала в ее оформлении.
• В саду расположен канал с набережной, украшенной азулежу: семья любила прогуливаться здесь.