Выпускаются градиентные фильтры разного цвета, предназначенные для того, чтобы изменять цвет или опенок неба. Однако, поскольку этого можно легко добиться во время редактирования снимка на компьютере, эти фильтры в цифровую эпоху не имеют большого значения.
Из «градиентных» фильтров остался только серый. Он не изменяет цвет, но действует подобно фильтру нейтральной плотности, светлый вверху, он чуть ниже центра постепенно становится более темным. Это помогает решить почти неизбежные проблемы с экспозицией, которые создает тот факт, что небо намного ярче, чем земля.
Даже при том, что эта корректировка может быть выполнена на компьютере, градиентный серый фильтр дает намного более хорошую отправную точку для обработки изображения, поскольку более темные детали сохраняются, не приглушая светлых.
Фильтр с растровой сеткой
Также известен как «звездный» фильтр. На его поверхности выгравирован сетчатый узор, превращающий яркие пучки света в звезды. Он очень полезен при съемке при слабом освещении.
Фильтр нейтральной плотности
Используется для уменьшения количества света, попадающего на матрицу, чтобы можно было использовать более медленную выдержку.
Градиентный серый фильтр эффективно затемняет верхнюю часть изображения, что позволяет использовать более длинную выдержку, чем позволило бы небо без его применения. Без фильтра экспозиция была 1 /350 сек при Г/9,5; с фильтром значения стали равны 1 /90 сек при (/9,5. Это позволяет добиться большей детализации в изображении листвы.
Поляризационный фильтр может изменить изображение самых неожиданных предметов. Деталь резьбы на деревянной двери становится намного четче, когда удалены посторонние отражения.
Поляризационный фильтр может удалить отражение с поверхности воды. Если вода прозрачная, вы можете даже разглядеть то, что под водой, но, конечно, не в таком грязном канале.
Не важно, насколько сложна ваша камера – ведь именно вы должны выбрать, куда ее навести, вы нажимаете на спуск. Вокруг нас множество возможностей для создания снимка, и одни намного более многообещающи, чем другие.
Способность сделать потрясающие фотографии означает умение видеть иначе. Человеческое зрение активно, мы постоянно осматриваемся в поисках информации. Для создания фотографий надо разбить окружающий мир на отдельные статические снимки; фотография – это наука о превращении трехмерной действительности в двухмерную. Важно понимать, что освещение – тот секретный компонент, который превращает обыденность в волшебство.
Всему этому можно научиться. Но фотография – это не только набор правил, это еще и выражение личности фотографа. Ваши снимки отражают ваше видение мира и ваши интересы. Как только вы познакомитесь с композицией и научитесь использовать освещение, вы сможете начать создавать свой собственный, уникальный стиль.
Композиция – это не только то, чем вы наполняете кадр, глядя через видоискатель. Это еще и то, что вы решаете оставить в кадре. Нас окружает множество предметов, и, как бы красиво ни было вокруг, есть участки, которые мы не хотели бы включать в снимок. Если, как делают многие фотографы, привыкшие «навести и снять», мы просто снимаем то, что видим перед собой, скорее всего результат будет неутешительным. Снимок не получается, потому что ему не хватает выразительности.
Первое правило композиции состоит в том, чтобы постараться упростить сцену. Глаз смотрит именно так и выбирает именно те объекты, на которые ему интересно смотреть, и смотрит на них дольше, чем на остальные. Камера не может сделать так – она показывает все. В отличие от живо
писца, вы не можете просто отбросить отвлекающие, нежелательные элементы; вместо этого вам придется настроить камеру, выбрать точку съемки, чтобы создать изображение, максимально избавленное от ненужных деталей. Вы должны думать о снимке как о повествовании, а правильно выбранная композиция позволяет облегчить его понимание.
В большинстве случаев ваш снимок будет выигрышнее, если организуете его так, чтобы в нем была только одна фокальная точка. Нередко вы можете устроить так. чтобы объект оставался один в кадре; однако если вы включите в композицию большее число элементов, то они должны служить дополнением к основному объекту, добавляя к вашему повествованию новые детали, а не конкурируя с ним за внимание зрителя.
При создании некоторых фотографий вы можете перемещать элементы кадра в пределах сцены, чтобы упростить композицию. При создании портретов вне помещения вы можете попросить человека, чтобы он перешел в другую часть сада, где фон менее отвлекающий. При съемке натюрморта, скажем, блюда с фруктами, вы можете переносить плоды в кадр и из кадра до тех пор, пока не добьетесь идеальной композиции.
Однако в большинстве других случаев вы не сможете так поступить; вместо этого вы изменяете соотношение между элементами сцены путем изменения угла обзора камеры – например, сдвигаетесь в сторону, чтобы вам не заслоняли объект съемки; подходите поближе или используете зуммирование, чтобы создать более яркий и более простой по композиции снимок.
Вот типичная сцена, когда все вытащили свои камеры.
На уличном карнавале есть где развернуться – это красочное зрелище и море счастливых зрителей. Но если собрать все это в одном кадре, результат вас не обрадует – снимок будет слишком загроможденным. Лучше найти точку зрения и применить зуммирование, чтобы упростить сцену. Здесь вы видите интересный снимок человека-оркестра.
В разных камерах размер матрицы различный, но форма изображения всегда прямоугольная. В большинстве камер пропорции изображения разбиваются на две группы: у одних стороны соотносятся как 3:2, то есть одна сторона на 50 процентов длиннее, чем другая. Те же пропорции используются в 35-мм пленочных фотокамерах и большинстве наиболее часто используемых струйных принтеров (например, при печати 4 * 6 дюймов). В других соотношение сторон составляет 4:3, то есть длинная сторона на треть длииее, чем короткая. Это размеры традиционного неширокоэкранного компьютерного монитора или экрана телевизора и близко к размерам популярных форматов бумаги А4 и АЗ.
Если говорить о композиции, то оба формата хороши. Важно понять, что каждый формат предлагает два различных соотношения сторон кадра – вы можете снимать так, чтобы более длинная сторона кадра оказалась горизонтальной – это называется пейзажный формат.
А можно повернуть камеру и сделать длинную сторону вертикальной. Это называется портретным форматом.
Цифровые камеры производятся так, что снимать в горизонтальном формате намного легче, чем в вертикальном; некоторые любители никогда не делают вертикальные снимки. Но у вас должно войти в привычку разворачивать камеру, чтобы посмотреть, не будет ли так снимок выглядеть лучше. Поначалу вам будет неудобно держать камеру повернутой, но вы очень быстро привыкнете.
Снимки некоторых объектов – например, человека в полный рост или высокой башни – смотрятся лучше, если их выполнять в вертикальном формате. Однако невозможно точно задать объекты, которые следует снимать именно так, – например, некоторые портреты лучше делать в пейзажном формате, а некоторые пейзажи лучше смотрятся в портретном формате. Самое важное – понять, что, когда вы научитесь разворачивать камеру, вы сможете делать более интересные и необычные снимки.