При фотосъемке в большинстве ситуаций композиция регулируется независимыми элементами в кадре и их взаимосвязями. В таких случаях задача фотографа, заметившего потенциал сцены, – как можно точнее запечатлеть тона. Но есть и другие способы передать композицию. Один из них – через цвет, в этом случае важен не столько сам объект, сколько его цвет и цвет окружающих его объектов. Еще одним решающим фактором является однородность тона. Иногда предстающая перед вами картина или почти исключительно светлая (высокий ключ), или почти исключительно темная (низкий ключ). Такие фотографии могут вызвать мощный отклик у зрителя. Чтобы максимизировать этот отклик, постарайтесь сделать кадр так, чтобы однородность тона поддерживалась как можно сильнее. Усилить эффект можно при последующей обработке изображения.

Темный портрет в нижнем ключе можно легко получить, используя естественное освещение от одного окна, яркости которого обычно хватает для освещения лишь небольшого участка комнаты, в то время как остальное пространство остается в тени

Снимки в нижнем ключе наиболее удачны, когда на них присутствует небольшой, но отчетливый участок светлого тона. Это изображение было переведено в черно-белый формат

Светлые вкрапления белого снега и свинцово-серое небо создают идеальные условия для съемки пейзажа в верхнем ключе. Компенсация экспозиции была установлена на +2, чтобы подкрепить светлые тона.

Главное – вовремя

В кадр входит человек, у которого на плече сидит какаду. Рыщущий ротвейлер смотрит куда-то вправо. В середине кадра – обнимающаяся пара и еще кто-то ссутуленный, словно вымотанный жизнью. Что это за странная аллегория Нью-Йорка?

Здесь Мелани Айнциг сумела запечатлеть четыре весьма непохожих, никак между собой не связанных элемента, которые сошлись всего на мгновение. Достаточно было секунды, чтобы этот прелестно чудной квартет разбрелся, и застать его вместе уже никогда бы не удалось.

Безошибочное чувство, что нажать на спуск нужно прямо сейчас, – один из самых ключевых аспектов фотографии. Анри Картье-Брессон называл это «решающим моментом»: иначе не задержать фотографический образ, столь мимолетный, что щелкнешь пальцами – и вот он уже ускользнул. Надо успеть щелкнуть затвором.

Схватить решающий момент, будь то красноречивый жест или уличная сцена наподобие этой, -дело предчувствия и инстинкта.

Приучившись глядеть в оба, вы вскоре начнете замечать подобные моменты повсюду. Когда такой момент наступит, времени на размышления не будет, поэтому подготовьте фотоаппарат заранее. Нужно, чтобы время на снимке застыло, поэтому используйте короткую выдержку.

В такие моменты фотография становится чистым искусством.

Угол улицы весной, Нью-Йорк Мелани Айнциг 2000

А теперь – о волшебстве

Этот снимок Инзаджеано Латифа напоминает мне о том, что фотография – разновидность волшебства. Ее возможности превосходят простое отображение людей и вещей. Фотография – великолепная фотография – способна проникать под поверхность мира и показывать то, что находится в глубине.

Нет, я понимаю, что в этом снимке нет ничего волшебного. То, на что мы здесь смотрим – искусно выстроенный набор элементов. Эти сжатые кулаки, обернутые рваной тканью. Этот замечательный свет, где-то на полпути от жесткого к мягкому. Этот теплый оранжевый на холодном голубом. И взгляд: вызывающий и при этом ранимый.

Все это так, но снимок как будто заходит глубже. Каким-то образом он превосходит сумму своих частей.

Можно овладеть всеми приемами фотографии. Можно обзавестись какой угодно аппаратурой и выучить весь профессиональный жаргон. Но это не поможет вам снимать вот такие кадры, поскольку они требуют совершенно иного подхода.

Какого? Именно этот вопрос я и задал Латифу. Он немного задумался, а потом сказал:

«Не надо всё слишком обдумывать. Снимайте так, как чувствуете».

Волшебство фотографии, то, что нельзя до конца объяснить, – это вы.

Женщина-боксер № 3 Инзаджеано Латиф 2009