Иногда сам объект съемки диктует, какой из двух форматов надо использовать. При съемке в музее восковых фигур снимок панк-рокера Джонни Роттена лучше смотрится в вертикальном формате, в то время как поза статуи Майкла Джексона требует применения пейзажного формата.

Хотя пропорции ССБ- или СМОБ-матриц неизменны, нет никаких причин, по которым пропорции ваших снимков не могут быть иными. При редактировании снимков вы можете изменить соотношение сторон на то, которое нужно вам. особенно если это помогает усилить композицию. При желании вы можете обрезать изображения, используя непрямоугольные формы – в виде круга, облака, как вам захочется.

При составлении композиции вы можете сразу начать планировать последующее кадрирование, например, выбрав панорамное соотношение сто-

Панорама реки

Этот снимок был сделан с учетом панорамного формата. Можно было бы включить больше неба или отвлекающие внимание участки области переднего плана. Соотношение сторон снимка привлекает внимание зрителя к изгибу реки

рон, чтобы избежать попадания в кадр ненужной части переднего плана или неба при съемке пейзажа. Такое кадрирование изображения означает, что при печати на бумаге стандартного размера остается белое пространство.

При создании композиции фотографии часто полезно продумать ее структурные элементы. Цвет, форма, контур, рисунок и текстура – пять фундаментальных элементов, определяющих вид предмета или сцены. Нередко они используются вместе, но порой можно создать более интересный снимок, обрезав его так, чтобы усилить лишь один из этих элементов.

Несомненно, самым мощным из всех элементов является цвет. Некоторые цвета притягивают взгляд больше, чем другие, и поэтому всегда выделяются на снимке: оттенки красного, например, могут бить по глазам, желтые, розовые и другие яркие цвета могут использоваться для привлечения внимания. Другие цвета вызывают более тонкий эмоциональный отклик, особенно когда исполь

зуется в комбинации, как и при окраске комнаты одни хорошо сочетаются, другие вступают в противоречие. Поэтому вы можете использовать ограниченную палитру цветов, создавая гармоничную, романтическую картину, а можно поэкспериментировать и обеспечить сильное впечатление при помощи максимально контрастных оттенков.

Интенсивность и тон цвета можно значительно изменить на этапе компьютерной обработки, важно лишь понять, что цвет сильно зависит от освещения. Для достижения максимальной цветовой насыщенности стоит снимать, оставив солнце за спиной ; при боковом освещении интенсивность цвета минимальна, что полезно, если вам нужно сгладить резкий цветовой контраст.

Цифровой фотограф может во время съемки не волноваться, хорошо ли сочетаются цвета на снимке. Можно не только усилить или ослабить насыщенность цвета в определенных областях во время обработки, порой их можно просто изменить. В большинстве программ есть инструмент Ние/Ба^габоп (Оттенок/Насыщенность), который позволяет заменять шесть наборов цветов, изменяя их глубину, тон и светлоту так, чтобы они лучше соответствовали общей композиции. Можно произвести и более тонкие маневры путем изменения цветового диапазона или создания маски, затрагивая только часть изображения.

При съемке портретов или натюрмортов фотограф может выбирать цвета. Вы можете попросить, чтобы человек надел одежду того цвета, который создает более сильное визуальное воздействие, или выбрать предметы интерьера. При съемке натюрморта можно подобрать предметы или тщательно выбрать фон.

Мальчик с биноклем

Этот игрушечный бинокль такой яркий, что стал очевидной опорой при создании портрета. Мальчика попросили надеть соответствующий по цвету красный свитер.

Шезлонги

Прямое освещение обычно обеспечивает наилучшие цвета. Но, поскольку на этих шезлонгах натянута прозрачная ткань, наилучший результат обеспечило боковое освещение.

Естественное освещение

Опенки красного, желтого и оранжевого зрительно вырываются вперед, а синий уходит в глубину. Этот психологический эффект может помочь добавить глубину двухмерному изображению, как на этом снимке церкви в Новой Англии осенью.