Еще в XIV веке на реке Тахо возникла резиденция Военного ордена Сантьяго, построенная Великим мастером Лоренцо Суаресом де Фигероа. С конца следующего века это сооружение использовалось в качестве королевской резиденции Католических королей Изабеллы и Фердинанда. На этом месте позже был возведен ныне существующий дворец, который был построен для Филиппа II (1527 — 1598 гг.), перестроен после пожара Филиппом V (1683 — 1746 гг.), а затем расширен его сыном Фердинандом VI. Два боковых крыла, которые по стилю и архитектуре можно было бы, на первый взгляд, отнести к первоначальному проекту, на самом деле были достроены Карлом III в XVIII веке.
Внутреннее великолепие королевской резиденции
Залы этого дворца поражают своей роскошью. Пройдя через двор почета, вы попадаете в атмосферу XVIII-XIX вв., поднимаясь по монументальной парадной лестнице, созданной Джакомо Бонавиа по велению Филиппа V и увенчанной бюстом французского короля Людовика XIV. Среди комнат нижнего этажа выделяется Фарфоровый кабинет, оформленный итальянскими художниками между 1759 и 1765 годами: он полностью облицован фарфором, изготовленным на мадридской фабрике Буэн Ретиро в стиле рококо с изображением экзотических сцен. Весьма интересна и китайская комната, украшенная 170 миниатюрными репродукциями, выполненными на рисовой бумаге.
На втором этаже располагаются покои монархов с практически не измененным интерьером с роскошной меблировкой и ценными картинами, а также парадные комнаты. Среди них и зал Гвардейцев королевы, предназначенный для гвардейского корпуса, обеспечивавшего защиту членов королевской семьи, а также декорированный в арабском стиле Курительный салон.
В Тронном зале, обшитом красным бархатом, в 1808 году после государственного переворота Карл IV подписал отречение в пользу своего сына Фердинанда VII. Впечатляет оформление и других залов: в комнате короля все пространство отведено видам королевских дворцов в Аранхуэсе и в Эскориале, выполненным живописцем Фернандо Брамбильей; Зеркальный зал в восточном крыле, оформленный Хуаном де Вильянуэва в 1790 году; часовня, построенная Сабатини и украшенная фресками Франсиско Байеу.
Творение многих рук
• XIV век: строительство укрепленной резиденции для Военного ордена Сантьяго, использовавшейся затем Католическими королями (разрушена в XVIII веке).
• 1561 год: Хуан Баутиста де Толедо начинает строительство Королевского дворца, которое было завершено после его смерти (в 1567 году) Хуаном де Эррерой.
• С 1717 года: реконструкция в период правления Филиппа V, под руководством архитектора Педро Каро Идрого.
• XVII — XVIII вв.: ряд пожаров приводит к необходимости перестройки дворца, в том числе фасада, и его расширения под руководством Джакомо Бонавиа; боковые крылья выполнены Андреа Сабатини в период правления Карла III (1716-1788 гг.).
• XVIII век: работы по обустройству садов.
Просторный двор почета Королевского дворца в Аранхуэсе в 2001 году получил статус Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Государственный переворот в Аранхуэсе
Король Испании Карл IV (1748 — 1819 гг.) нередко поручал государственные дела своей энергичной супруге Марии Луизе, которая, в свою очередь, полностью полагалась на своего любовника, первого министра Мануэля де Годоя (1767 — 1851 гг.).
Беспредельно амбициозный (о чем свидетельствуют его титулы и звания, например, его называли «князем мира»), беспринципный, циничный и корыстный, он использовал свое положение для собственного обогащения любыми средствами. Во внешней политике придерживался тактики лавирования между Англией, Австрией и Россией с одной стороны и Францией с другой. В 1807 году, когда французские войска вторглись в Испанию, Годой навлек на себя народный гнев. В марте следующего года положение резко обострилось, и монархи обратились в Аранхуэсском дворце за советом к первому министру: Годой рекомендовал королю бежать в Южную Америку и оставаться там, пока ситуация не успокоится, но когда новость о попытке бегства распространилась, вспыхнуло восстание во главе с принцем Астурийским, сыном правящей четы Фердинандом VII, которого возмущали действия родителей и влияние на них первого министра. Годой едва избежал расправы разъяренной толпы.
Карл IV сместил его, а на следующий день король был вынужден отречься от престола в пользу своего сына. Но этот запоздалый государственный переворот не помог в отношениях с Наполеоном, который поставил на испанский трон своего брата Жозефа Бонапарта и выслал Фердинанда VII во Францию, поместив его под домашний арест в замке Балансе.
«Обитель наслаждений»
Этот дворец, по виду весьма не схожий с суровым обликом Эскориала, представляет собой расцвеченную «обитель наслаждений», вписанную в ландшафт южной Испании. Его сады считаются одними из самых красивых в этом регионе.
• Садовая часть, завершенная в 1745 году, это оазис, созданный позади дворца, с фонтанами, цветочными клумбами и статуями императоров античности.
• На искусственном островке на реке Тахо раскинулся Островной сад с его живописными деревьями, оградами и многочисленными фонтанами, среди которых выделяется фонтан Часы.
• По распоряжению Карла IV был разбит Сад Принца — английский парк площадью 150 гектаров со множеством беседок и фонтанов. На расположенной неподалеку небольшой ферме разбиты оранжереи и оборудованы вольеры для животных.
• Королевский Крестьянский дом (Real Casa del Labrador) является особняком, построенным в неоклассическом стиле и украшенным скульптурами и картинами. Королева Мария Луиза особенно любила салон, в котором насчитывается порядка девяноста изображений испанских городов; самым удивительным является Платиновый кабинет, сверкающий отделкой из золота, платины и бронзы.