Хотя в регионе Мансанарес обитали немногие высокопоставленные особы, он в течение долгого времени оставался предметом притязаний со стороны Мадрида и Сеговии. Кастильский король Альфонсо X (1221 — 1284 гг.) решил положить конец этим спорам, захватив эту территорию и сделав ее королевским владением (отсюда и название — «эль-Реал»). В 1383 году Хуан I даровал эти земли своему церемониймейстеру Педро Гонсалесу Мендосе. С этого момента началось восхождение одной из самых могущественных семей Испании.
Индиго Лопес де Мендоса (1398 — 1458 гг.), построивший замок на развалинах предыдущей крепости, был искусным военачальником, мудрым политиком и выдающимся поэтом.
Благодаря победоносным кампаниям против арабов, которые занимали южную часть Испании, а также участию в подавлении восстания против Хуана II Кастильского, он получил титул маркиза де Сантильяна. В честь этого он решил воздвигнуть в Мансанаресе резиденцию, достойную амбициозных притязаний семьи.
Великая история культуры
Мансанарес-эль-Реая с населением, едва достигавшим 7 тыс. жителей, внес существенный вклад в зарождение национальной литературы. Так, король Альфонсо X Мудрый, присоединив эту территорию короне, сочинял здесь поэтические и прозаические произведения, которые могут считаться началом испанской литературы и которые, помимо прочего, способствовали формированию национальной письменности.
Тот же Иньиго Лопес де Мендоса, построивший замок и вошедший в историю литературы с титулом маркиза де Сантильяна, написал первые стихотворения на испанском языке, отталкиваясь от поэзии Франческо Петрарки (1304 — 1374 гг.). Кроме того, предисловие к его «Сборнику песен» (Сапготеге) стало, по сути, первой статьей литературной критики.
В XX веке Мансанарес фигурирует в произведениях кинематографа, становясь декорацией для многих фильмов: там снимались вестерны и два шедевра Антони Манна с Софи Лорен — «Эль Сид» (1961 г.) и «Падение Римской империи» (1964 г.).
Жилище под стать герцогскому
Позже династия взошла еще на одну ступень, снискав герцогский титул. При том, что замок был весьма внушителен и гармоничен, в роде Мендоса его считали не вполне соответствующим титулу герцогов Инфантадо. Поэтому они решили уделить больше внимания внешнему оформлению и устроить внутри зал, отвечающий по богатству и убранству их статусу В конце XV века уже второй герцог поручил архитектору Хуану Гуасу, бывшему в то время одним из наиболее востребованных зодчих, соответствующим образом перестроить сооружение. Созданные им галереи считаются одними из красивейших в Испании. Тем не менее, по окончании работ герцог остался недоволен: башни показались ему не слишком внушительными. Поэтому он распорядился проделать в них бойницы, призванные выполнять не собственно военные задачи, а скорее функцию психологического воздействия.
Замок строился с 1435 года на руинах замка XIII века (Старый замок), от которого остались лишь небольшие фрагменты. Зубцы и бойницы предполагают скорее декоративный, нежели оборонительный функционал.
В искусстве Испании ХV-ХVI вв. был распространен стиль мудехар (мавританский стиль). Он представлял собой синтез архитектурных стилей и методов христианской и исламской цивилизаций. Даже когда ислам был оттеснен на крайний юг страны, а затем и отброшен за море, в испанской культуре сохранилось заметное мавританское влияние. Особенно ярко оно проявляется в замке Мансанарес-эль-Реал, который сочетает в себе характерные «западные» особенности с типично мавританскими архитектурно-декоративными решениями: аркатуры с витыми колоннами, идущие по верху замка зубцы и каменные «пушечные ядра», встроенные в стены.
Фантазия в декоративных элементах
К концу XV века знаменитый испанский архитектор Хуан Гуае привнес в замок ряд оживляющих декоративных элементов, которые обусловили уникальность этого архитектурного сооружения в Испании.
• Замок имеет четырехугольное основание, в центре которого расположен внутренний двор с галереями с восьмиугольными колоннами.
• Зубцы и бойницы были сооружены в замке в конце XV века не с оборонительными, а декоративными целями.
• Четыре башни украшены рядами каменных шаров. Три башни имеют цилиндрическую форму; четвертая же, четырехугольная башня, Башня почета, опирается на малую восьмиугольную башню.
• Грандиозная галерея и южная терраса являются истинным шедевром архитектуры того времени.
• По периметру замка сохраняются развалины сооружения XIII века, построенного в стиле мудехар, то есть в арабских традициях.
• В комплексе хранится коллекция восхитительных гобеленов XVII века.
• С упадком семьи Мендоса сооружение подвергалось разрушению вплоть до середины XX века, когда начались реставрационные работы.
• Небольшой музей внутри замка целиком посвящен истории испанских замков.
Башни замка украшены зубцами и вмонтированными по бокам «пушечными ядрами».
В 1700 году Карл II, последний представитель дома Габсбургов на испанском престоле, умер, не оставив сыновей. Преемником был назначен Филипп Анжуйский, внук французского короля Людовика XIV. Это назначение, которое в будущем могло бы привести к объединению Франции и Испании с единым верховным правителем, привело к весьма длительной войне в Европе, по окончании которой Филиппу удалось взойти на трон в Мадриде под именем Филипп V Бурбон. Так было положено начало самой долгоживущей династии в Европе, династии Бурбонов, которая и по сей день остается на испанском троне.