В XIV веке свободные рыцари Священной римской империи под контролем графов Эльца отказались подчиняться императору Генриху VII (1275-1313). Против них выступил брат императора, курфюрст Бодуэн Люксембургский, архиепископ Трира с 1307 г., который взял замок Эльц с забаррикадировавшимися там противниками в осаду. Однако прочные стены крепости выдержали все атаки.
Оборона превыше всего
Бодуэн пробовал даже обстреливать замок из катапульт, но безуспешно. Эльц и сегодня доказывает, что в Средние века оборона играла более значительную роль, чем нападение.
Так как замок расположен на скале, его невозможно было атаковать огнестрельным оружием того времени, а выгодное положение защитников открывало им обширный вид на подступы к замку и удобное стрельбище. Эльц оказался неприступным для любых атак, в том числе благодаря мощным толстым стенам, не поддающимся обстрелу из катапульт.
История сооружения
Центральное ядро замка Эльц восходит к XIII веку, но его теперешний вид — это результат изменений, внесённых в течение XVI века. В этот период было достроено большинство второстепенных и бастионных башен, являющихся характерной чертой комплекса вместе с тимпанами. Сооружения выстроены вокруг центрального двора. Внутреннее убранство было частично изменено после пожара 1920 г.
Единственным способом для нападающих добиться своей цели было окружить замок и затворить там врагов, взяв их измором. Именно к этой тактике прибег курфюрст, и только через два года, в 1336 г., добился капитуляции рыцарей во главе с Иоганном фон Эльцем.
Средневековое «общежитие»
Средневековые замки, разделённые между несколькими ветвями одной и той же семьи, можно назвать «консорциальными». Именно таковым и являлся Эльц, где долгое время совместно проживали четыре разные ветви семьи, отношения которых чётко регулировались «мирным договором». Каждая из четырёх ветвей (Платт-Эльц, Кемпених, Родендорф и Рюбенах) имела собственный геральдический символ и жила в отдельном крыле комплекса, все они имели выход во внутренний двор.
В последующие после борьбы с имперскими силами века замок считался уже устаревшим с военной точки зрения. Наступило долгожданное мирное время, в том числе благодаря мудрой политике семьи-владельца, способной договариваться с противниками. Так, во время Тридцатилетней войны протестантская ветвь семьи заслужила благосклонность шведов, пришедших на эти территории, а вторая ветвь, служившая во французской армии, гарантировала замку неприкосновенность и с этой стороны.
• В узком внутреннем дворе лучше всего просматривается вертикальная структура конструкции, которая поднимается с фундамента на головокружительную высоту.
• В так называемой Комнате сокровищ находятся украшения, изделия из фарфора и старинное оружие, собранные семьёй за более чем восемь веков истории.
• Рыцарский зал хранит гербы, старинные доспехи и военные трофеи; это помещение использовалось для торжеств и приёмов.
• В Зале курфюрстов можно увидеть оригинальную мебель XVII и XVIII веков, здесь также выставлены портреты двух курфюрстов (Трира и Майнца), принадлежавших роду Эльцских графов.
• Спальня и кабинет позволяют взглянуть на повседневную жизнь в средневековом замке.
• В нижнем зале, гостиной семьи фон Эльц-Рюбенах, выставлены картины Лукаса Кранаха Старшего , немецкого живописца и графика эпохи Возрождения.