Фриденсрайх Хундертвассер родился 15 декабря 1928 года в Вене. Искусством Фридрих начал интересоваться с пятилетнего возраста. Его первый рисунок, выполненный карандашом с натуры датируется 1943 годом. На его ранних работах изображены окрестности Вены и ее архитектура. Систематического художественного образования не получил. В 1948 году Штовассер посещал Венскую академию изящных искусств, однако, получив навыки работы с натурой, оставил учебу. По его словам, в Академии ему стало скучно.
В 1949 году Хундертвассер уехал в Италию. Он жил в Риме, и одним из сильнейших впечатлений для художника стали керамические изразцы в одном из римских кафе, куда он возвращался снова и снова. В 1950 году Хундертвассер перебрался в Париж, город, совсем не похожий на мрачную послевоенную Вену.
Свою архитектурную концепцию он изложил в нескольких манифестах и воплотил во множестве проектов. Его Идеальный Дом — это безопасная уютная нора, которую сверху покрывает трава, но нора со множеством окон-глаз. В Новой Зеландии он построил такой дом, где крыша переходит по бокам в холм. На ней растет трава, которую иногда приходят пощипать бараны.
Он любил рассказывать, что вода для него — одна из главных стихий: «вода очень меня занимает», это «убежище, дверца, в которую я всегда могу улизнуть».
Придуманное им для себя в 1961 году в Японии имя — переделка его первого имени Фридрих (в переводе на современный немецки язык Фриденсрайх дословно означает богатый миром). Хундертвассер последовательно изменял его сначала на Фредерика, потом на Фридерейха, и, наконец, на Фриденсрайха. Как объяснял сам художник, у человека должно быть много имен, каждое из них описывает одну из его ипостасей.
Хундертвассер считал, что нельзя жить в одинаковых домах-коробках: людям от этого плохо. Каждый жилец имеет право высунуться из своего окна и раскрасить или как-то иначе изменить стену вокруг него. Он возглавил несколько проектов по реабилитации унылых коробок, которые он превращал в сказочные терема. Как и Гауди, Хундертвассер широко использовал битую керамическую плитку: делал из нее мозаику, расцвечивающую до этого ровную и тоскливую поверхность. Он также насаживал на дома золотые или голубые купола-маковки, нарушающие монотонность прямой крыши, и оборудовал в стенах ниши для деревьев.
Из занимательных фактов, стоит заметить, что Хундертвассер всегда носил разные носки. И когда люди спрашивали его: «Почему вы носите разные носки?», он всегда отвечал: «А почему, собственно, вы носите одинаковые?!»
Любимое живое существо Хундертвассера — улитка с домиком на спине.
Художник скончался от сердечного приступа 19 февраля 2000 года на борту лайнере «Куин Элизабет 2». Он был похоронен, согласно завещанию, в Новой Зеландии на собственном участке земли в «Саду счастливых мертвых».
Наглядней всего иллюстрирует теории Хундертвассера дом его имени – Хундертвассерхаус, построенный в 1986 году в Вене. Ни внутри, ни на фасаде здания нет прямых линий. Это совершенно очаровательное, необычное зрелище – чудный «аттракцион».
Дом многоцветный – его фасад расчерчен контурами на неровные прямоугольники, окна обведены яркими рамками. Здание необычно по архитектурным элементам: на фасаде разбросаны полукруглые кованые балкончики и ажурные кронштейны для фонарей, вкрапления мозаики и неожиданные рельефы, цветные арочные проемы и балюстрады с глазурованными колоннами.
Не менее удивляет крыша здания с растущими на ней кустарниками и зелеными насаждениями. Это отличный пример сочетания оригинального архитекторского проекта с экологией и искусством.
Внутри здания – разноуровневые полы, скругленные углы, неровные лестницы. В пятидесяти квартирах живут двести жильцов. Дом осаждают толпы туристов, но внутрь посетителей не пускают – внизу висит объявление с просьбой: хозяев не беспокоить. Тем не менее, многие обитатели дома съезжают, не выдержав постоянного внимания публики. На их место тут же вселяются новые люди.
Во дворе стоит фонтан – фантазийный, под стать зданию, окруженный разнокалиберной каменной брусчаткой, уложенной волнами. Есть зимний сад и кафе, игровая площадка, парковка, даже медкабинет.
Художник проектировал не только жилые комплексы, но и промышленные объекты. Вот как, например, выглядит мусороперерабатывающий завод в Вене, спроектированный Хундертвассером. Стоит он не где-нибудь на отшибе города, а буквально соседствует с центральними районами. Сколько мы не вдыхали воздух, не смоги учуять дурной запас, исходящий от него. И вид завода прямо скажем веселый, даже радостный. Учимся строить оригинально, учимся жить не создавая вокруг себя зловонних свалок.