Когда говоришь о Каневе, сразу вспоминаешь Тарасову гору с могилой Тараса Шевченко, а рядом уникальный музей Кобзаря, посвященный его жизненному и творческому пути.

А еще Тарасову Светлицю – первый народный музей, открытый в домике смотрителя на Тарасовой горе, где воссозданы быт и атмосфера, в которой прошло детство поэта. То, что в Каневе похоронен Шевченко знает каждый, но далеко не все знакомы с древней историей этого города.

Со времен Киевской Руси и вплоть до XVIII века Канев был приграничной крепостью, форпостом на границе киевской земли со Степью. В середине XII века Канев был крупным городом и играл заметную роль в жизни Древней Руси.

В 1155 году русские князья встречались в Каневе с половецкими послами. Через Канев проходил путь из варяг в греки, который был важной артерией государства. В 1144 году князь Всеволод построил здесь Георгиевский собор, вокруг которого со временем образовался монастырь.

Сегодня это полностью восстановленный действующий собор с иконами XVII века и красивыми часами на башне (см. фото). Когда-то стены храма имели небольшие ниши, украшенные фресками. Украшали фрески и выступающие порталы собора. Помимо основного предназначения храм служил убежищем для горожан при нападении врагов и помнит много драматических событий.

Никогда не будет забыт, например, настоятель Каневского монастыря, страстный борец за православие, преподобный Макарий, который принял мученическую смерть от татар в 1678 году. Св. Макарий (см. фото памятника) встретил врагов с крестом в руках на паперти Георгиевского собора.

Турки повесили настоятеля за руки и за ноги между двух столбов, а через два дня отрубили голову. Свидетели мученической кончины пре-подобного Макария внесли его тело в храм, в котором для безопасности и затворились. В отместку турки обложили собор дровами и подожгли…

Когда оставшиеся в живых жители Канева стали разбирать тела погибших, то только одно тело было найдено в целости и было как живое – это тело священномученика Макария, одетое во власяницу, с крестом на груди и с другим крестом в руке. Святое тело было погребено в том же храме под жертвенником.

Долгое время собор стоял в руинах, первые восстановительные работы были проведены в екатерининскую эпоху в 1781—1787 годах. Современный облик храм приобрел при перестройке в 1805—1810 годах.

В 1833 году Георгиевский собор был передан православной церкви и переосвящен в честь Успения Богородицы и ныне известен как Успенский.

Канев
Канев
Канев
Канев
Канев