Изображение одного или нескольких людей называется портретом. Цель портрета не только скопировать внешность человека, но и передать его характер. Поэтому задача фотографа заключается в создании цельного, живого образа модели.

Хотя портретная съемка может осуществляться с помощью любого фотоаппарата, более детализованные изображения можно получить, используя крупноформатную камеру. Рекомендуется использовать длиннофокусные объективы.

Чтобы получить живое и естественное выражение лица на фото, следует снимать с максимально короткой выдержкой, при этом модель должна чувствовать себя свободно и непринужденно.

При портретной съемке интервал яркостей может варьироваться от самого низкого значения во время снимания блондинов. И до самого высокого при фотосъемке брюнетов с условием, что модель одета в светлую одежду. Темная одежда повышает интервал яркостей у блондинов и понижает у брюнетов. Чтобы увеличить это значение, нужно использовать контрастное освещение. А чтобы уменьшить — мягкое.

Фон следует подбирать однотонный, нейтральных цветов, расположить его надо так, чтобы он оказался за фокусом.

Следует избегать искажения лица модели. Для этого нужно при студийной фотосъемке увеличить дистанцию съемки как минимум до 1,5 метра. При этом стоит запомнить, что при съемке лица, портрета по пояс, колено и в полный рост объектив должен находиться на уровне глаз, подбородка, груди и пояса соответственно.

Диафрагму нужно открыть настолько, чтобы «замылить» задний фон и выделить на нем модель.

Рекомендуемые схемы освещения при студийной фотосессии:

  1. Чтобы придать объем изображению, нужно расположить два источника света под углом к модели.
  2. В данной схеме освещения используются четыре светильника: первый расположен на высоте камеры и направлен параллельно ей, другой освещает модель с высоты около 3 метров, располагаясь под углом к ней, третьим следует подсветить голову портретируемого, расположив его сзади и чуть сбоку, четвертым осветить фон.
  3. Для получения мягкого освещения нужно направить свет не напрямую на портретируемого. А использовать потолок и стены в качестве отражающих экранов.
  4.  С помощью самой примитивной схемы освещения — использования отражающего экрана можно получать интересные световые эффекты.
  5. Использование вспышки фотоаппарата в качестве единственного источника света используется только при съемке на документы, так как такой способ освещения не имеет эстетических достоинств.

Схемы освещения при студийной фотосессии

Снимая портрет в комнате с единственным окном, следует использовать экран, чтобы равномерно осветить модель и сделать светотеневые переходы мягче. Если свет из окна слишком яркий, окно нужно завесить легкой светлой тканью. Если в комнате несколько окон, их нужно использовать в качестве дополнительных источников света. Тогда нужно будет найти место в комнате, где модель будет освещена наиболее удачно.

При профессиональной фотосъемке на открытом воздухе стоит учитывать необходимость равномерного освещения лица портретируемого. Для этого нужно либо использовать экран, либо избегать яркого солнечного света, например, снимать в тени, избирать для съемки облачные дни или избегать пика солнечной активности.

Равномерность освещения нужно контролировать и при съемке группового портрета. Если пренебречь этим, на снимке не будут проработаны детали: лица, одежда. Самый удобный вариант расположения моделей — рядами. Не стоит слишком сильно диафрагмить объектив, так как участники съемки могут шевельнуться. Следует избегать передержки и недодержки, чтобы фото получилось максимально детализованным.

Хороший портрет также должен быть интересным и необычным. Например, на одном съемке может быть один и тот же человек в двух позах. Один кадр экспонируется дважды. Для съемки на определенном фоне нужно использовать бленду, предварительно заклеив половину отверстия бумагой. При повторном экспонировании бленда поворачивается так, чтобы закрыть вторую половину фона.

Получить несколько портретов одного и того же человека можно, используя трюк с зеркалами. Суть заключается в установке зеркал под определенным углом. Оптимальный угол — 72°. При установке зеркал под таким углом получается четыре портрета.

Для получения силуэтного портрета человека ставят напротив источника света или окна. Можно создать иллюзию прозрачности модели, поставив между ней и сильным источником света экран и установив такую выдержку, чтобы изображение человека казалось прозрачным.

Портретная съемка — настоящее искусство, дающее огромный простор для фантазии и творчества. И пусть существуют определенные каноны и правила портрета, всегда можно привнести в свою работу оригинальности. К тому же это не просто один из жанров фотографии, а умелая работа с людьми, что дает возможность создать что-то неповторимое и необычное.

Съемка портрета
Съемка портрета