Ручной и полуавтоматические режимы также используют данные экспозамера камеры для интерпретации световых параметров, но в отличие от специальных режимов, у вас остается возможность управления выдержкой и/или диафрагмой, а камера автоматически подберет недостающие настройки экспозиции согласно выбранному режиму.

ПРОГРАММНЫЙ РЕЖИМ

Этот режим не сильно отличается от режима «full auto». Камера по-прежнему автоматически устанавливает скорость выдержки и значение диафрагмы, однако многие параметры, которые были заблокированы для изменений, теперь доступны. В зависимости от модели камеры это обычно режим автофокуса, режим определения точки автофокуса, режим спуска, величина ISO, режим экспозамера, компенсация экспозиции, формат файла и баланс белого.

Изменив данные параметры, вы можете получить результат, отличный от того, что вы получили при съемке той же сцены в режиме «full auto».

Работая в режиме Р, вы можете делать фото в формате RAW. Такой формат изображений содержит больше информации чем любой другой, и открывает перед вами огромные возможности для редактирования фотографий при постобработке

ПЕРЕКЛЮЧАЕМЫЙ ПРОГРАММНЫЙ РЕЖИМ (PROGRAM SHIFT)

Использование этого режима – следующий шаг в творческом развитии фотографа. Он позволяет выбрать значение выдержки или диафрагмы по своему усмотрению, а камера настроит второй параметр автоматически так, чтобы экспозиция сохранилась.

Как только вы нажмете до половины кнопку спуска, то увидите на экране текущие настройки экспозиции и сможете их редактировать. Например, при съемке движущихся объектов вы можете увеличить скорость затвора, а программа самостоятельно увеличит диафрагму, чтобы сохранить приемлемую экспозицию. Или же, наоборот, при съемке пейзажей вы можете закрыть диафрагму, чтобы получить более четкий снимок пейзажа, а программа автоматически поменяет скорость выдержки в меньшую сторону. Это и есть второе важное отличие данного режима от «full auto».

f/4 выдержка 1/2000 сек.

f/22, выдержка 1/50 сек.

В данном режиме вы можете изменять настройки диафрагмы и тем самым глубину резкости, а камера автоматически настроит скорость выдержки.

ПРИОРИТЕТ ВЫДЕРЖКИ (S/TV)

Этот режим позволяет вам вручную установить скорость выдержки, а камера автоматически настроит диафрагму. Контролировать скорость выдержки полезно во многих случаях. Самый распространенный из них- это съемка движущегося объекта. Либо вы хотите сделать его четким на фотографии и увеличиваете скорость выдержки, либо, наоборот, уменьшаете скорость затвора, чтобы получить немного размытый объект и ощущение скорости и движения.

При медленной выдержке 4 секунды сахар выглядит словно белая полоса

С выдержкой 1/45 секунды мы видим траекторию полета каждой песчинки

С выдержкой 1/750 секунды различима каждая гранула

Выдержка – очень важный инструмент в творчестве фотографа: при трех различных скоростях выдержки получилось три совершенно разных кадра.

f/16: фон смазан, но все еще различим

f/5: открытая диафрагма сделала фон неразличимым

ПРИОРИТЕТ ДИАФРАГМЫ (A/AV)

Этот режим позволяет выставлять вручную значение диафрагмы, в соответствии с которой камера подберет подходящую скорость выдержки. Как вы помните, регулируя диафрагму, вы контролируете глубину резкости, то есть определяете, какая часть кадра будет выглядеть четко, а какая размыто: большее число означает закрытую диафрагму и большую глубину резкости, а меньшее число – открытую диафрагму и меньшую глубину резкости. Съемка с приоритетом диафрагмы наиболее часто используется для портретов, когда необходимо размыть фон, и для пейзажей, когда требуется, напротив, добиться большей глубины резкости. Это почти то же самое, что камера делает в автоматических режимах «Портрет» и «Пейзаж», но в данном случае вы настраиваете диафрагму по своему усмотрению.

РУЧНОЙ РЕЖИМ

Этот режим съемки предоставляет вам наибольшую степень контроля над настройками экспозиции и, следовательно, над качеством фотографий. Обычно для настройки выдержки и диафрагмы на камере есть два регулятора, однако здесь все зависит от модели. Определять, какую экспозицию выбрать для конкретной сцены, вы будете, смотря в видоискатель, а также руководствуясь системой экспозамера камеры.

Поначалу у вас могут получаться не совсем качественные фотографии: потребуется попрактиковаться, чтобы научиться вручную настраивать экспозицию, однако практика дает вам возможность понять, как влияет сочетание различных значений выдержки и диафрагмы на снимок одной и той же сцены. Также вы сможете с помощью данного режима редактировать настройки, выставленные камерой автоматически, если вы хотите снимать в высоком или низком ключе.

Очень важно правильно читать значение индикатора экспозиции. Если индикатор стоит посередине шкалы, то экспозиция настроена верно. Если он смещен влево, снимок будет недодержан, а если вправо, то передержан. Вы заметите это, если будете настраивать один из параметров, оставляя неизменным второй. Нем дальше располагается индикатор от центра, тем больше экспозиция отклоняется от «идеальной», но это необязательно значит, что вы получите неудачный снимок.

При сложном освещении ручной режим – единственный способ корректно настроить экспозицию: с ним вы сами сможете решить, какие части кадра должны быть в фокусе и что должно быть освещено в первую очередь, а что можно оставить без внимания

КОМПЕНСАЦИЯ ЭКСПОЗИЦИИ (ЭКСПОКОРРЕКЦИЯ) (EV/EV)

При сложных условиях съемки, когда в кадре присутствуют очень яркие или, наоборот, очень темные объекты, система экспозамера допускает ошибки, и в результате фото получается передержанным или недодержанным.

В таком случае нужно решить, сделать ли передний план отчетливым, а тени оставить слишком темными, или наоборот, а для этого необходимо сделать компенсацию экспозиции, что не под силу автоматике камеры.

Здесь мы видим типичный снимок с контровым освещением: яркое небо ввело систему экспозамера в заблуждение, и фотография получилась слишком темной. Ниже мы видим результат компенсации экспозиции на +1,5 EV.

Снег придает этому снимку чрезмерную яркость, так что если оставить автоматическую настройку экспозиции без изменений, кадр получится недодержанным, в то время как компенсация экспозиции на +2 EV сделает сцену более естественной.