Опенки красного и желтого смотрятся на фотографии особенно хорошо: красный обеспечивает самое сильное воздействие, 8 то время как желтый образует привлекающие взгляд светлые участки. На этом снимке связки роз на оптовом цветочном рынке выглядят как цветная атласная ткань.
Возможно, форма – самый важный элемент, определяющий предмет; но в фотографии важно различать двухмерную и трехмерную формы.
Выделение двухмерной формы, или контура предмета, подразумевает, что плоские фотографии выглядят двухмерными. Очень важна трехмерная форма, или модель, поскольку она помогает ввести в снимок информацию о глубине.
Трехмерность снимку придают тени: если некоторые поверхности находятся в тени, а другие освещены, мы знаем, что они расположены под разными углами к свету. Округлость поверхности может выражаться постепенным изменением тона.
В большинстве фотографий полезно подчеркнуть форму, потому что в противном случае объект может выглядеть безжизненным, напоминая
силуэт. Наиболее действенным моментом является направление света. Разные поверхности отражают его по-разному, но в целом боковое освещение лучше всего.
Контур можно подчеркивать, когда вы хотите изобразить предмет с графической простотой – хотя в этом случае информация о форме может порой потеряться. Классический пример фотографии, делающей акцент на форме, – силуэт, но при этом очень важен угол расположения камеры, например, лицо лучше распознается в профиль, чем анфас.
Чтобы подчеркнуть форму предмета, стоит снимать его на светлом, незагроможденном фоне, так, чтобы его контур можно было легко выделить. При этом боковое освещение уже не столь актуально.
Викторианская статуя
Комбинируя боковой свет и простой фон, на одном снимке можно успешно показать и форму, и контур. Статуя викторианского маршала снята на фоне светло-голубого неба, в то время как яркий солнечный свет создает сложный узор светотени, позволяющий ощутить трехмерность формы объекта.
Лист гуннеры
Контраст света и тени на этом участке листа отлично демонстрирует грубую поверхность гигантского растения, живущего на поверхности водоемов, похожего на ревень, – биппега Магмой.
Усиление текстуры
Можно подчеркнуть текстуру предмета и во время обработки изображения. Мелкие цветки цветной капусты образуют многогранную узорчатую поверхность, которая интересно выглядит на фотографиях Для обработки снимка использовался инструмент Lasso (Лассо), которым была выделена белая часть овоща. Затем была усилена резкость выделенного участка инструментом Adobe Photoshop CS2 – был использован фильтр Smart Sharpen (увеличение резкости).
Индюк
На этом снимке привлекает внимание не только красный цвет головы птицы, но и морщинистая текстура кожи.
Апельсиновая кожура
На выраженность текстуры сильно влияет глубина резкости и освещение: мелкие детали можно разглядеть только на особо резких участках снимка. Кроме того, там, где свет падает на апельсиновую кожицу под острым углом, текстура выражена несколько иначе, чем там, где свет падает прямо.
Возможно, из всех структурных элементов композиции узор оценить труднее всего. Мы все понимаем, что такое узор, но нам трудно понять его значимость в фотографии.
Трудность в том, что узоры окружают нас повсюду – не только в обоях, на плитках и в одежде. Их много и в живой природе: это и повторяющиеся формы листьев на дереве, и ячейки сот. Их можно увидеть в кирпичной кладке стен и на кладбище старых автомобилей. Вы можете увидеть узоры в том, как установлены полки в бакалейном магазине, и в содержимом каждого пакета или банки, которую вы там купите. Узор – явление настолько распространенное, что по большей части мы просто не замечаем его.
Но то, что мы так привыкли к узорам, делает их нашим верным композиционным союзником. Собирая в одном кадре подобные или идентичные предметы, мы можем создать интересный снимок, но просто выстроить подобие – еще не гарантия успеха.
Кроме того, выбранная точка обзора камеры может позволить увидеть узор в совершенно обычной
сцене. При кадрировании снимка, сделанного телеобъективом с соответствующими параметрами или крупным планом, даже груда пустых бутылок или куча скрепок может выглядеть очень интересно.
Если узор чересчур однородный, он может смотреться слишком скучно, так что стоит поискать способ представить его несколько неожиданным образом. Он может использоваться как один из элементов композиции, например, создавая фон или передний план, на котором выделяется главный элемент кадра. Можно также продумать возможность сломать узор – например, куча яблок будет интереснее, если снять ее широкоугольным объективом, когда одно яблоко выглядит намного больше всех остальных. Можно также попробовать поместить одно красное яблоко в кучу зеленых, чтобы оно стало очевидным центром снимка.
Для создания узора нет никакой установки, никакого «идеального» освещения, поскольку узор – это неоднократное повторение одного или нескольких элементов. Освещение поможет вам понять, проявится ли узор в повторении контуров, форм, текстуры или цвета.
Цветы лотоса
Необычная форма этих цветов привлекает внимание. Бутоны лотоса образуют интересный узор, но есть еще один – его образуют уже связки этих цветов.