Предгорья Гималаев изрезаны уступами, чтобы увеличить площади, используемые в земледелии. Снимок, выполненный телеобъективом (300 мм еА), демонстрирует контурные узоры, которые создают эти искусственные террасы.
Поскольку фотографии – это прямоугольники, чрезвычайно важную роль в композиции играют диагональные линии. Горизонтальные и вертикальные линии просто идут параллельно краям снимка и поэтому выглядят довольно простыми и предсказуемыми; диагональные же линии не могут располагаться вдоль края картины, создавая таким образом некую визуальную напряженность.
Короче говоря, диагонали создают драму – и при помощи тщательного выбора точки съемки и угла обзора эти линии, расположенные под углом к краю снимка, могут создать довольно яркие образы.
Диагональные линии есть повсюду – и дорога, вьющаяся но полю, и линия, созданная предплечьем, когда человек подпирает рукой подбородок. Такие линии оказывают максимальное воздействие на зрителя, если они начинаются в углу кадра или около него, а также когда их угол отклонения от горизонтали или вертикали значительный (45 градусов). Если присутствует две или больше диагональных линий, будет лучше, если каждая из них будет расположена под своим углом к сторонам картины, не становясь параллельными краям кадра.
Одна из причин эффективности диагоналей в фотографии в том, что они могут создать путь, которому будет следовать глаз, рассматривая композицию снимка. Даже если никаких явных диагональных линий нет, подобный эффект может создать и предполагаемая линия, соединяющая два ключевых элемента, расположенных в противоположных углах кадра.
Для превращения горизонтальных линий в диагональные часто используют определенные объективы и точки обзора. Например, подходя близко к зданию и используя более широкоугольные настройки объектива, можно создать эффект перспективы, при котором параллельные линии начинают сходиться в точку, создавая диагональные линии.
На некоторых фотографиях диагональная линия может быть слишком агрессивной, заставляя глаз зрителя двигаться по кадру так, как хочется фотографу. Лучше использовать кривую.
В пейзаже кривые особенно полезны, поскольку нередко можно сделать так, чтобы извивы реки или дороги стали основой КОМПОЗИЦИИ.
Диагональные линии, создающие на фотографии ощущение движения, могут быть сделаны искусственно – просто наклоном камеры под углом. Этот прием известен кинооператорам как голландский наклон. Эта простая уловка часто используется фотографами, работающими с автомобилями, – стоит машина или двигается, если снять ее таким образом, в кадре возникает динамизм. Лучше всего смотрится угол около 45 градусов, меньший угол может напоминать ошибку, а не преднамеренную задумку.
Необычный пляж
Наклон может привести к успеху и в других случаях. Для создания этого снимка курортного городка использовался широкоугольный объектив, развернутый так, чтобы в кадре поместился максимум зданий и береговой линии. Однако не стоит использовать этот прием слишком часто.
Построение диагоналей
Два различных снимка одного и того же здания – с расстояния и стоя прямо перед ним. Снимок подобен архитектурному рисунку, с колоннами и выступами, параллельными одной стороне снимка (снимок сделан объективом се(1350 мм). Можно подойти и снять здание под некоторым углом, чтобы вертикали оставались вертикальными, но при этом горизонтали образовывали явные диа – гонали (снимок сделан объективом с еА 28 мм). Как снимать – вопрос вашего личного предпочтения, вкуса и цели.
Проста. Снимок сделан при очень короткой выдержке. Обратите внимание, что точка расположения камеры была выбрана так, что автомобильное шасси располагается под углом к границе кадра.
Рейхстаг
Деталь берлинского Рейхстага, близкое расположение камеры помогает создать явную диагональную линию.
Никакого обмана
Естественная диагональ французской лаванды – идеальный угол. Композиция снимка была построена, чтобы подчеркнуть это.
Вершины утеса
Множество диагоналей. Выветренные меловые утесы образуют зигзагообразную линию, направляющую взгляд через красивый морской пейзаж.