Гистограмма смещена к правой стороне от центра, потому что снимок слишком яркий. Светлые участки не теряются, но это не идеальные настройки экспозиции.
Выбор режима установки
Нередко способ установки экспозиции определяется вашим вкусом. Однако тем, кто хочет творчески подойти к заданию значений экспозиции, необходимо знать, как именно были определены выдержка и диафрагма. Эту информацию нельзя показывать только на внешнем ЖК-экране.
Ее надо видеть в тот момент, когда вы смотрите на снимаемую сцену через видоискатель, – это позволяет вам оценить и, при необходимости, изменить параметры экспозиции, не отводя взгляда от объекта съемки.
Правильно экспонированный снимок
Одуванчик – типичный высококонтрастный объект. На гистограмме видно, что темные и светлые участки находятся в границах диапазона возможностей матрицы.
Недодержанный снимок
Кривая смещена к левой стороне гистограммы, темные опенки доминируют. Пики с левого края показывают, что наиболее темные участки потеряны
Хотя встроенные системы замера экспозиции в большинстве случаев дают правильные значения, бывают случаи, когда они не могут обеспечить приемлемый результат.
Трудности обычно возникают тогда, когда на снимке есть большие, очень темные или очень светлые участки, например при съемке здания на фоне ночного неба или зимнего пейзажа. Экспонометры усредняют значения, полученные на самых светлых, самых темных участках и в местах с промежуточными оттенками, так что в результате получается нечто средне-серое.
Это усреднение по-разному происходит при различных принципах замера экспозиции, но камера всегда будет стараться настроить параметры так, чтобы достичь этого усреднения. Но если в сцене доминируют очень светлые или, наоборот, очень темные участки, то изображение получится недодержанным или передержанным.
Ошибки также возникают в том случае, когда сцена контрастнее, чем допускает матрица. Что делать в этом случае – позволить камере добиться большей детализации в светлых участках и позволить теням слиться в единый темный фон? Или сделать наоборот? Это решение определяется вашими творческими воззрениями, так что не следует всегда полагаться на данные системы замера экспозиции.
В подобных обстоятельствах необходимо скорректировать показания экспонометра. Легче всего использовать при этом режим компенсации экспозиции: не проигнорировать данные экспонометра полностью, а сделать предсказание относительно того, насколько сильно отклоняются значения от необходимых. Затем надо воспользоваться режимом компенсации экспозиции (в большинстве камер это делается при помощи ползунка на экране, в других – механическим способом), чтобы добиться требуемой коррекции параметров.
Величина компенсации изменяется ступенчато, причем каждый целый шаг соответствует половинному уменьшению или увеличению экспозиции. Компенсация обычно выполняется приращениями по половине или трети шага.
При работе с конкретной камерой вы постепенно, опытным путем, научитесь определять величину компенсации экспозиции. Цифровые камеры позволяют вам рассматривать сделанные снимки, чтобы понять, когда необходима компенсация и как ее производить. Вы можете оценить трудности с экспозицией и с какого начального значения компенсации экспозиции можно их решать.
Сцены со светлым фоном: чтобы изображение объекта на переднем плане выглядело правильно, необходимо увеличить экспозицию, обычно на + 1 – +2 шага. Не исправляйте установки камеры (или преднамеренно сделайте снимок недодержанным), если хотите получить силуэт. Не ждите чуда – подсвеченные сзади объекты никогда не будут выглядеть на снимке так же, как освещенные спереди, какую бы компенсацию экспозиции вы ни применили.
Заснеженный пейзаж: если не скорректировать экспозицию, снег может выглядеть грязным, со странными цветными искрами, поскольку экспонометр пытается превратить большой участок белого в оттенки серого. Увеличьте экспозицию на величину от +0,5 до +1,5 шага, в зависимости от размера белого участка.
Темный фон: классический пример передержки при фотографировании исполнителя на сцене: освещенная фигура исполнителя становится очень яркой, в то время как фон позади него очень темный. Экспонометр пытается настроиться на большое черное пространство, увеличивая экспозицию. Вам надо уменьшить экспозицию, обычно на -1 шаг.
Во многих камерах есть возможность автоматически делать несколько снимков при немного различных значениях экспозиции. Брэкетинг (АЕВ) особенно полезен 8 сложных условиях, когда вы не можете понять, какую величину компенсации экспозиции следует использовать.
Как правило, делается серия из трех или пяти снимков, причем вы можете установить приращение экспозиции между снимками. Обычно это один шаг, половина шага или одна треть. Обычно разумно бывает использовать автобрэкетинг в комбинации с компенсацией экспозиции.
Как правило, вы знаете, что сцена нуждается в некоторой передержке, поскольку вам меньше всего хочется получить недодержанный снимок. Вместо этого вы используете эти два режима, чтобы получить ряд снимков с последовательно меняющейся степенью «передержки».