В оформлении мадридского Королевского дворца немало примет итальянского влияния. Хотя завершением работ руководил испанский архитектор Вентура Родригес, здание строилось по проекту Филиппо Юварры — в то время придворного архитектора при савойских правителях — под руководством пьемонтца Джованни Баттисты Саккетти. Таким образом, дворец является ярчайшим примером воплощения итальянского стиля на Иберийском полуострове, который, за немногими исключениями, не слишком охотно принимал архитектуру итальянского Возрождения. Правда, этот стиль использовался только для крупных королевских дворцов, тогда как в целом местная архитектура развивалась своими путями.
Строительство нового дворца
На Рождество 1734 года старая королевская резиденция, Алькасар, построенная еще в арабский период и позже перестраивавшаяся, сгорела в пожаре. В последующие годы на ее месте был построен новый дворец для династии Бурбонов: Королевский дворец, который в настоящее время является официальной резиденцией испанских монархов.
Первым королем, переехавшим сюда стал в 1764 году Карл III, первенец от второго брака Филиппа V. С тех пор это здание навсегда стало цитаделью королевской власти Испании: до сих пор зарубежные послы вручают верительные грамоты монарху в Тронном зале, имея возможность насладиться его великолепием, создаваемым золотыми львами, огромной потолочной фреской «Апофеоз Испании», созданной Джованни Батистой Тьеполо в 1764 году, а также «Апофеозом монархии» в передних покоях королевы, фреской, законченной в 1766 году. Салон Карла III оформлен неаполитанцем Маттео Гаспарини, чье имя он и носит. Салон Гаспа- рани, используемый для приемов королевской четы,
Звуки часов во дворце
Многие короли Испании были страстными коллекционерами часов. Во дворце постоянно слышно тиканье порядка двухсот различных часов, собранных в Зале часов (Sala de Relojos). Некоторые из них являются настоящими шедеврами или уникальными экземплярами. Особенно выделяются необычные часы в виде храма, заказанные Карлом IV у искусного французского мастера.
Королевский дворец широко известен не только красивейшими салонами испанских монархов, но и находящимися в стенах дворца обширными и богатыми ценными экспонатами музеями.
• Фарфоровый зал был облицован в 1769 году Джузеппе Гриччи сотнями фарфоровых плиток, изготовленных на королевской мануфактуре в Буэн Ретиро.
• В картинной галерее Nuevos Museos представлены, помимо прочего, картина «Христос, несущий крест» Иеронима Босха (1450- 1516 гг.) и полотна Гойи.
• В Зале ковров (Salon de Tapices) находится самая крупная в Европе коллекция гобеленов, а также произведения, созданные в XV веке фламандским мастером Питером ван Эльстом.
• В библиотеке хранятся древние рукописи, в том числе и принадлежащие руке Леонардо да Винчи. Здесь же находятся нумизматическая коллекция и собрание старинных музыкальных инструментов.
• В королевской оружейной плате хранятся старинные кавалерийские доспехи (даже собачьи), оружие и военные знаки различия.
• В королевском фармацевтическом зале, так называемой Botica, можно увидеть алхимическую лабораторию и старинные емкости для хранения лекарств.