В 1480 году герцог Иньиго Лопес де Мендоса поручил знаменитому испанскому архитектору Хуану Гуасу строительство своего дворца. Изначально дворец был построен в строгом готическом стиле, но в следующем веке пятый герцог Инфантадо перестроил здание и шикарный внутренний двор в духе классического маньеризма. Тем временем, дворец приобрел известность благодаря дерзкой, хотя и «дипломатической», провокации в адрес императора Карла V, взошедшего на испанский престол под именем Карла I. В ходе битвы при Павии императорские войска, захватив в плен короля Франции Франциска I, конвоировали его в Мадрид. Когда # конвой с августейшим пленником проходил через Гвадалахару, городская знать устроила во Дворце Инфантадо пышный прием в честь французского монарха, выразив таким образом неприязнь к победоносному «императору-чужеземцу».
Прославленная династия
Члены семьи Мендоса были выходцами из предместий города Витория (местное название — Гастейс) в Стране Басков. Среди наиболее выдающихся представителей рода — тезка строителя дворца, Иньиго Лопес де Мендоса, первый маркиз Сантильяна (1398 — 1458 гг.), участвовавший в офицерском чине в войнах с арабами, и ставший автором первых поэтических произведений на испанском языке. Его сын, кардинал Педро Гонсалес де Мендоса (1428 — 1495 гг.), был самым могущественным государственным деятелем Испании во времена правления Фердинанда и Изабеллы. Педро де Мендоса (1487 — 1537 гг.), в свою очередь, был выдающимся конкистадором и основал вместе с Хуаном де Гараем город Буэнос-Айрес. Диего Уртадо де Мендоса (1503 — 1575 гг.) вошел в историю литературы как поэт и историк. Следует также упомянуть Анну де Мендоса (1503 — 1575 гг.), после брака с Руем Гомешем да Силвой, принцем Эболи, больше известную как принцесса Эболи. За свои интриги она была отлучена от испанского двора. Эта дама появляется в драме Фридриха Шиллера «Дон Карлос», изобилующей, впрочем, «поэтическими вольностями».
Следы эпохи Возрождения
Стиль эпохи Возрождения с его строгими и рациональными классическими формами не без труда приживался на Иберийском полуострове. Распространенные тут арабские и готические традиции обусловливали декоративные коннотации местной архитектуры. Даже когда этот стиль здесь утвердился, он вынужден был приспосабливаться к присущей испанцам любви к обильной декоративности.
Этот дворец является ярким примером такого смешения стилей: такие архитектурные элементы эпохи Возрождения, как окна и колонны дворика, «нейтрализуются» готическо-мавританским орнаментальным изобилием.
Демонстрация власти
Интерьер дворца был богато декорирован деревянной инкрустацией, к сожалению, уничтоженной в 1936 году во время гражданской войны в Испании. Этой резиденцией, одной из наиболее элегантных в стране, Мендоса хотели продемонстрировать собственное могущество и влиятельность. Выходцами из этого аристократического рода являются, в частности, кардинал Педро Гонсалес де Мендоса, «тайный советник» Католических королей — Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской. В1559 году здесь праздновалось третье бракосочетание короля Испании Филиппа II (1527 — 1598 гг.) с дочерью французского короля Генриха II Елизаветой Валуа. При дворе, среди множества слухов, поговаривали и о том, что молодая супруга, которую не вполне удовлетворял ее муж, имела связь с Доном Карлосом, сыном Филиппа от первого брака.
В XIX веке Мендоса покинули дворец, который веком позже был передан государству. В настоящее время в этом здании, восстановленном после бомбардировок 1936 года, располагается музей искусств.
Прототип городского дворца
Дворец Инфантадо представляет собой один из первых примеров городского дворца, построенного на Иберийском полуострове могущественной аристократической семьей.
• Портал украшен ограненным камнем, имитирующим алмазы, а над входными воротами изображен фамильный герб. Вдоль верхней части проходит галерея в готическом стиле с полуцилиндрическими выступами колонн.
• Весьма элегантно выглядит внутренний дворик с двумя галереями, расположенными одна над другой. По верхней галерее идут витые колонны. Балюстрада, колонны и арки обильно декорированы в мавританском стиле мудехар, широко распространенном в центре и на юге Испании. В частности, арки художественно украшены изображениями фантастических животных.
• В настоящее время во дворце располагаются Дом культуры и Музей изящных искусств.