В 1529 г. ландграф Филипп I Гессенский Великодушный пригласил на встречу в Марбургский замок главных протестантских теологов того времени, среди которых были Мартин Лютер и швейцарец Ульрих Цвингли, чтобы объединить различные силы Реформации.
В конце XII в. Марбург принадлежал Тюрингии. Ландграф этого региона женился на венгерской принцессе Елизавете, которая после смерти супруга унаследовала резиденцию Марбург и основала там богадельню для бедных. Она умерла в очень юном возрасте, всего в 24 года, и вскоре была объявлена святой за свои человеколюбивые деяния.
В 1247 г., когда угасла мужская линия ландграфов Тюрингии, многие претенденты оспаривали право наследия. Среди них была также дочь Елизаветы, София Брабантская, которая в 1248 г. объявила независимость Марбурга от Гессена.
Вследствие таких событий родовое поместье стало официальной резиденцией ландграфов Гессена. Около десяти лет спустя София приказала полностью перестроить его в соответствии с новым рангом, которому он должен был соответствовать.
От крепости (нем. Burg) к замку (нем. Schloss)
То, что со временем должно было стать богатой господской резиденцией, «Schloss», согласно немецкой терминологии, изначально было феодальной пограничной крепостью, «Burg». Так, название сооружения «Marcburg» означает «гарнизон (burg) на границе (marc)». И нынешний Марбург тесно связан со своим прошлым: в западном крыле современного замка был обнаружен фундамент, датируемый IX в., также от старой крепости осталась Башня ведьмы.
София Брабантская начала расширение замка, около 1260 г. пристроив к нему новые здания. В 1292 г. ее сын Генрих I был удостоен ранга имперско го князя — так в то время назывались правители нового государства внутри Священной Римской империи германской нации.
Генрих I продолжил реконструкцию замка, прежде всего завершив современное южное крыло, которое включает в себя Дом ландграфов (нем. Landgrafenhaus), замковую капеллу (нем. Schlosskapelle), построенную в 1288 г. и украшенную мозаичным полом и большими фресками на стенах, и Рыцарский зал (нем. Rittersaal), отделенный от основного корпуса.
Последний имеет важное архитектурное значение, будучи самым большим немецким городским залом готической эпохи: гигантские размеры напоминают залы императорских замков, они должны были продемонстрировать властные амбиции ландграфов Гессена.
В 1529 г. в комнате ландграфа происходил теологический диспут, целью которого было достичь согласия между разными ветвями Реформации, в том числе и политического, объединив тем самым протестантских князей против католических. Среди многих других теологических проблем здесь рассматривался вопрос о реальном присутствии Христа в таинстве Евхаристии.
Согласно Ульриху Цвингли (1484-1531), евхаристическая трапеза имеет символическое значение, служа «воспоминанием» о жертве Христа. Эта интерпретация была отвергнута Мартином Лютером (сверху его портрет, выполненный Лукасом Кранахом Старшим), по мнению которого в Евхаристии реально присутствуют тело и кровь Христа вместе с материальной субстанцией хлеба и вина (эта концепция получила название «консубстанциация»).
Не было никакого способа примирить две стороны. Лютеранская доктрина консубстанциации была осуждена Тридентским собором в 1551 г., который подтвердил догму пресуществления (транссубстанциации).
Последующие постройки
Возведение резидентских дворцов почти всегда разворачивалось через серию последующих «прибавлений», то есть пристройкой нового крыла (нем. Ваи) к уже существующим. Так постепенно появлялся разделенный на множество элементов резидентский комплекс, уже утративший защитную функцию.
Марбург тоже пережил такое развитие. Вторая фаза строительства была осуществлена около конца XV в., когда были добавлены западное крыло и дворец Вильгельма, или крыло Вильгельма (нем. Wilhelmsbau), которое увековечило имя Вильгельма III и долгие годы служило официальной резиденцией правителей Гессена.
Мост и аркады объединяют его с другими частями здания, а внутри до сих пор можно посетить зал Гербов и апартаменты ландграфа.
В XVII в. вместе с добавлением конюшни и арсенала была закончена третья и последняя фаза строительства.