Множество стройных шпилей и остроконечных . башенок, пронзая воздух, тянутся от готического собора ввысь. Их резной силуэт господствует над городом, старинной столицей королей Кастилии, расположенной в холмистой местности.
Собор окружен старыми домами под черепичными крышами, уступающими место более новым постройкам по мере удаления от центра. Вдали сереют холмистые поля.
Первый в Испании большой готический собор В XIII в. в Испании проходил процесс перераспределения земель. Области, захваченные маврами в VIII в, были отвоеваны. Постепенно автономные области Испании — Наварра, Кастилия, Арагон — начали возвращать себе утраченные ранее города и воздвигать в них соборы в ознаменование победы над мусульманами.
Первым в этом ряду был собор в Бургосе (1221). Сам король Кастилии Фердинанд III (1217—1252) отдал приказ о строительстве собора и оплатил начало работ. Храмы в Толедо и Пальме де Майорка были заложены в том же десятилетии.
Сначала были построены трехнефная базилика, трансепт и алтарная часть с галереей обхода Первые службы проводились в соборе уже в 30-х гг. XIII в. К 1260 г. строительство здания было в основном завершено, за исключением западного фасада и башен.
Три поколения строителей
В XV в. один немецкий каменщик, некий Ганс из Кельна, был приглашен завершить верхние части башен. После смерти Ганса его сын Симон приступил к возведению легендарной капеллы Констебля, примыкающей к восточной части собора и предназначенной для констебля Кастилии Педро Эрнандеса де Веласко, который и был там похоронен.
Превосходные скульптуры и рельефы капеллы выдают руку талантливого мастера Иисус Христос, ангелы и святые взирают на вас из своих ниш, расположенных высоко над головой; гербы, цветной и геометрический орнаменты сплошь покрывают стены.
В XVI а сын Симона Франсиско построил фонарную башню над средокрестием Франсиско поднял архитектурный стиль английской готики, разработанный его дедом, на новую высоту. Световой фонарь в виде двухэтажного восьмигранника с остроконечными башенками по углам возвышается над звездообразным куполом средокрестия. Эго самый нарядный из всех фонарей Испании
Храм в Бургосе — лучшее достижение испанской готики; необыкновенно хороши его западные башни с ажурными шатрами, световой фонарь и башня капеллы Констебля.
Интерьер собора не уступает по красоте и величию его наружному убранству, внушающему благоговение и трепет. Часть скульптуры была выполнена скульптором эпохи Возрождения Диего де Силоэ. Среди его произведений особо выделяется Золотая лестница в форме буквы Т в северном трансепте, выполненная из бело-кремового мрамора, с позолоченными металлическими перилами, а также ретабло в капелле Констебля. Де Вигарни и де Валлехо, почитаемые в эпоху Возрождения мастера, тоже приняли участие в оформлении интерьера собора
Дворик
Небольшой дворик позднего периода Средневековья составляет неотъемлемую часть замечательного собора в Бургосе Дверь, ведущая в дворик, находится в южном рукаве трансепта, на фасаде которого размещены скульптурные изображения Царя Давида, Пророка Исаии и Богоматери, датируемые XIV в. Изящные колонны этого двухъярусного помещения поддерживают ажурные арки. С кронштейнов, богато украшенных рельефами и резьбой, взирают вниз король Альфонсо X и Виолетта Арагонская.
Эль Сид
Эль Сид, или Родриго Диас де Бивар, родился в Бургосе около 1040 г. Его военная карьера началась около 1065 г. Сид воевал на стороне Альфонсо до тех пор, пока король не изгнал его, заподозрив в краже части добычи, захваченной в битве с Абдуллой, королем Гранады. Мужество Сида, проявленное в боях, стало легендарным Его главная победа — отвоевание у арабов в 1094 г. города Валенсии. Сид стал регентом города, а затем и его правителем Он скончался в 1099 г. Его имя обессмертила «Песнь о моем Сиде».
Старый собор Санта- Мария де ла Седе производит грандиозное впечатление, хотя и уступает во многом Новому собору. Наиболее замечательным элементом Старого собора является двухъярусный центральный фонарь в романском стиле с коническим куполом, опирающимся на паруса особой конструкции. Купол в Саламанке состоит изнутри из резных балок, расходящихся из единого центра в разные стороны.
Он покоится на насыщенном сложными архитектурными деталями двухъярусном барабане с двумя рядами окон в обрамлении полуколоннок с арками; четыре мощные опорные арки имеют небольшой стрельчатый излом. Неф — идеально симметричной формы; опорами аркад по бокам нефа служат массивные романские колонны. Своими строгими и ясными пропорциями
Старый собор превосходит Новый собор Сантьяго-де-Компостела, известный симметричным построением интерьера. Прекрасный эаалтарный образ (ретабло) XV в — одно из высших достижений искусства эпохи Раннего Возрождения в Испании.