Стремление к лучшему – неотъемлемая часть человеческой личности. Другое дело, что очень часто мы ошибаемся в определении, что же такое – «лучшее»? Причём не вообще, а в данный, конкретный момент, лично для нас?
Скажем так, это проблема, проблема выбора. И для человека, увлечённого фотографией, если уж судьба распорядилась так, что она остаётся его увлечением, а на жизнь он себе зарабатывает чем-то другим, довольно часто наступают моменты, когда он думает « а как было бы здорово, если бы я и работал фотографом!». И, пожалуй, никто не сомневается, что это самое настоящее стремление к лучшему.
Но так ли это? Вернее, всегда ли это так? Представим себе ситуацию, когда фотолюбитель работает, скажем, учителем в школе. И при этом достиг очень высокого уровня, как фотограф. Более того, фотография из просто увлечения стала дополнительным источником дохода. Означает ли, что для этого человека самый правильный выход из положения – оставлять работу в школе и искать работу фотографом?
Далеко не всегда это так. Почему? Подобная рокировка несёт только один явно положительный момент-времени для занятия любимым делом будет, конечно, больше. Но! Ничего в этой жизни не достаётся даром. За всё приходится платить. Просто форма оплаты меняется.
В данном случае надо помнить, что не стоит путать понятия «профессионализм» и «профессия». Как сказал Высоцкий, «профессионализм – это не возможность получать деньги за свой труд, а способность делать своё дело лучше других».
Станет ли бывший учитель лучше фотографировать, когда в трудовой книжке появится строчка «фотограф»? Не факт. Почему? Фотография – это прежде всего творчество, свобода мышления, создание новых образов и рождение новых идей. Поиск. Причём свободный, человек ищет то, что ему хочется искать.
Причём сегодня, объект поиска может поменяться. И это состояние более свойственно, условно говоря, любителю. Почему? А он не несёт ни перед кем ответственности. Захотел сделать серию, скажем, «старый город» — и полгода больше ничем другим не занимается. Надоело – и забросил этот проект на полку. Это просто невозможно, если он на работе. Пусть десять раз нет вдохновения, и сто раз эта тема тебе не нравится, но проект нужно продолжать!
Что в итоге? Потеря радости от ещё недавно любимого занятия. А это для творческой личности просто катастрофа! И то, что теперь у тебя больше времени для него-скорее минус, чем плюс. Более того, когда фотография становится обязанностью, возникает опасность «конвейерного мышления». То есть делать больше, сил затрачивать меньше, творчество по возможности заменять пусть и широким, но всё-таки набором штампов. И это не «страшилки», а статистика. Сотни фотографов уже прошли по этой «дороге смерти таланта». Хотя некоторые и смогу с неё вовремя свернуть…
Что? Есть фотографы, которые не теряют творчества, несмотря на то, что у них совпадает работа и увлечение? А кто спорит? Есть, конечно. И, возможно, и вы станете одним из них, написав заявление об увольнении с нелюбимой работы. Но перед тем, как это делать, сначала спросите себя « а я уже всех творческих целей достиг, которых можно было достичь в этих условиях?». Если ответ отрицательный, не стоит торопиться…