Увеличить время экспозиции можно и в дневное время. Это позволит зафиксировать движение объекта даже при ярком свете. А для этого нужно уменьшить количество света, попадающего на матрицу камеры.
Проще всего добиться этого с помощью сочетания фильтров нейтральной плотности (ND). Фильтры нейтральной плотности изготавливаются из полупрозрачного пластика или стекла. Они предназначены для того, чтобы блокировать определенное количество света, не влияя на цвет снимка (поэтому их называют «нейтральными»).
Количество света, блокируемого конкретным ND-фильтром, измеряется в делениях диафрагмы. Большинство производителей предлагает фильтры на одно, два и три деления. Их действие совершенно понятно: фильтр на одно деление позволит увеличить экспозицию на одно деление или на одно EV (например, с 1/30 до 1/15 сек); фильтр на два деления увеличит экспозицию на два EV (с 1/30 до 1/8 сек); фильтр на три деления позволит увеличить время экспозиции на три деления (с 1/30 до 1/4 сек). Некоторые компании производят более сильные фильтры — до 13 делений.
Фильтры нейтральной плотности бывают круглыми и навинчиваются на объектив, а бывают квадратными, и тогда они закрепляются на камере с помощью специального держателя. Навинчивающиеся фильтры стоят дешевле, но я рекомендую все же приобрести держатель и один или несколько квадратных ND-фильтров.
Вы сможете пользоваться ими с разными объективами. Дешевле приобрести несколько адаптеров, подходящих к каждому из ваших объективов, чем навинчивающиеся фильтры, рассчитанные на конкретный диаметр объектива. Держатель позволяет также одновременно использовать несколько фильтров, например 0,9 ND и 0,6 ND, что позволит снизить количество света на пять делений.
Навинчивающиеся фильтры также можно использовать в сочетании, но если вы снимаете широкоугольным объективом, у вас могут возникнуть проблемы, так как край внешнего фильтра может попасть в кадр и вызвать виньетирование (затемнение углов) на снимке.
Выбираете ли вы навинчивающиеся или квадратные нейтральные фильтры, используете ли их поодиночке или в сочетании, работать с ними совсем несложно: просто закрепите фильтры на камере, скомпонуйте кадр и снимайте, как обычно.
Поскольку встроенный в ваш цифровой зеркальный фотоаппарат экспонометр определяет экспозицию через любой фильтр, никаких особых требований к экспозиции нет. Единственный недостаток — это то, что картинка, которую вы увидите через видоискатель, будет более темной, поскольку вам придется смотреть через фильтр(ы).
Если это осложняет вам работу, скомпонуйте кадр и наведите резкость вручную без фильтра, а затем поставьте фильтр и снимайте, как обычно.
Canon 5D Mk II, 17-40 мм фокусное расстояние 21 мм, 30 сек, f/11, ISO 50
Фильтр нейтральной плотности на 91/2 деления диафрагмы увеличил экспозицию этого дневного снимка до 30 сек, благодаря чему вода превратилась в мягкий туман. Градиентный фильтр нейтральной плотности на 3 деления использовался для того, чтобы скомпенсировать яркое небо.
Сверхдлинной экспозицией в дневное время чаще всего фотографируют воду, в данном случае мощный фильтр нейтральной плотности на 13 делений и сверхдлинная выдержка позволили снять движение облаков.