Из-за странного сбоя при замере мой фотоаппарат решил, будто такая экспозиция — «правильная». У меня было другое мнение, и я решил переключиться на ручной режим
Частая ошибка начинающих фотографов — слепое следование настройкам фотоаппарата, когда индикатор экспозиции во что бы то ни стало стремятся держать на нуле. Бесспорно, в этом есть смысл, потому что этим «О» фотоаппарат сообщает, что снимок правильно экспонирован.
С точки зрения фотоаппарата экспонометр не ошибается — однако то, что кажется «правильным» фотоаппарату, вовсе не обязательно совпадет с вашим творческим видением снимка. Если вы станете целиком полагаться на экспонометр вашего фотоаппарата, при просмотре получившихся снимков вас могут ждать сюрпризы.
Допустим, вы снимаете портрет в тени (под деревом) при ярко освещенном фоне: вот идеальный пример ситуации, когда фотоаппарат будет сбит с толку. Он постарается сбалансировать освещенность кадра, поэтому учтет яркий фон и компенсирует его. К несчастью, это означает, что передний план с человеком получится слишком темным. Поэтому, даже когда экспонометр фотоаппарата показывает «правильную» экспозицию, удачного снимка при таких настройках не выйдет.
Экспозиция — это количество света, попадающее на матрицу вашей камеры, и ключевой момент для создания отличных фотографий.
Экспозиция определяется временем выдержки, диафрагменным числом и чувствительностью матрицы (ISO). Она вычисляется внутренней системой измерения камеры для любого освещения, используя комбинацию этих трех элементов. Вы также можете задавать экспозицию, чтобы преднамеренно затемнить или осветлить сцену, — это называется недоэкспонированием и переэкспонированием.
Время выдержки
Затвор камеры — маленькая, обычно металлическая, шторка, которая и помогает регулировать количество света, попадающего на матрицу камеры. Короткая выдержка (короткое время открытия затвора) позволяет пропустить меньше света, длинная — больше. Чем короче выдержка, тем легче получить движущийся объект замершим на фотографии, и наоборот.
Диафрагма и диафрагменное число
Диафрагма камеры — маленькое круглое отверстие регулируемого размера в объективе, через которое должен проходить свет, чтобы попасть на затвор, а затем и на матрицу. Размер диафрагмы определяется диафрагменным числом. Чем меньше оно, тем больше открыто отверстие диафрагмы и наоборот. Значение диафрагменного числа также оказывает влияние на глубину резкости (см. раздел «Глубина резкости»).
Чувствительность ISO
Чувствительность ISO матрицы цифровой камеры базируется на шкале, подобно используемой для 35-мм пленки, и ее типичные значения — 100, 200, 400 и выше. Чем выше число ISO, тем более чувствительной к свету становится матрица камеры (см. раздел «Слабое освещение»).
Увеличение чувствительности матрицы камеры позволяет вам использовать более короткое время выдержки или большие диафрагменные числа, чем было бы возможно при той же интенсивности света.
Компенсация экспозиции
Это возможность скорректировать экспозицию на один или два шага (в зависимости от сложности вашей камеры), отказываясь от автоматической системы управления и тем самым осветляя и затемняя снимок. Это позволяет точно настраивать экспозицию, не изменяя никакие другие параметры.
Брекетинг
Брекетинг экспозиции означает, что камера делает один снимок при вычисленной экспозиции, затем (обычно) один недоэкспонированный и один переэкспонированный. Каждый раз, когда вы нажимаете на кнопку спуска, выполняются эти три снимка (или больше, в зависимости от типа камеры), и вы выбираете лучший.
Количество недоэкспонированных и переэкспонированных снимков может быть задано фотографом до одного или двух шагов экспозиции и также зависит от камеры.
Основные принципы определения экспозиции одинаковы как для цифровых, так и для пленочных фотоаппаратов. В обоих случаях на количество света, поступающего через объектив, влияют два аспекта: затвор и апертура объектива. Аналогичные системы замера используются для измерения яркости сцены с последующей передачей данной информации процессору.
Он, в свою очередь, перелает необходимые инструкции затвору и диафрагме. Фактически системы электронного измерения, давно используемые в фотографии, стали самым первым шагом, позволившим фотокамерам стать цифровыми.
Принцип действия прост — чем медленнее срабатывает затвор, тем больше света может попасть на сенсор. То же самое можно сказать и о диафрагме: чем шире отверстие, через которое попадает свет, тем больше света попадает на матрицу. Это значит, что существуют различные комбинации, которые на выходе дадут одинаковую экспозицию. Верная комбинация зависит от яркости объекта (чем ниже уровень освещенности, тем более ограничен ваш выбор) и от того, нужны ли вам какие-либо другие эффекты, которых можно достичь с помощью затвора и диафрагмы (например, размытие или повышенная контрастность), а также от того, какая глубина резкости вам нужна.
Одна ступень выдержки или диафрагмы увеличивает или уменьшает экспозицию ровно вдвое. Так, следующий шаг скорости затвора после 1/125 секунды — 1/60 секунды. Он удваивает количество света, проходящего через объектив и падающего на сенсор. Аналогично следующее после 8 диафрагменное число 5,6 также удваивает количество проходящего света. На камерах с ручным управлением уменьшение скорости затвора на один шаг вкупе с уменьшением диафрагменного числа на тот же один шаг дает на выходе ту же самую выдержку. Это явление известно как взаимность. В цифровых камерах оба этих значения контролируются электроникой, однако базовые принципы остаются неизменными.
В отличие от пленки, цифровая матрица не имеет определенного уровня светочувствительности. Вы можете изменять его для того, чтобы иметь возможность снимать при низком уровне освещенности. Однако, как и в случае с пленкой, увеличение светочувствительности ухудшает качество фотографии. Особенностями пленки с высокой светочувствительностью являются ее высокая зернистость и невысокая максимальная плотность изображения (это значит, что тени плохо отображаются). То же самое происходит и при увеличении светочувствительности матрицы — появляются шум (аналог зернистости) и цветовые сдвиги. Для удобства используют одинаковую шкалу измерений SO для пленочной и цифровой фотографии. В приведенных примерах, снятых с помощью камеры Compass, различия становятся явно заметными лишь при увеличении (в данном случае — 400 %). Обратите внимание на цветовые артефакты при SO 1600.