Род Савойя-Кариньяно был ветвью Савойской династии. Многие его представители выбрали военную карьеру (среди самых известных полководец Евгений Савойский). Во Франции был даже сформирован полк, носивший имя семьи (полк Кариньяно-Сальери), который во второй половине XVII в. был направлен в Канаду для контроля над территорией. Возможно, именно в память об этой кампании в Новом Свете Эммануил Филиберт Савойский-Кариньянский решил изобразить на фасаде дворца, который он начал сооружать в 1679 г., голову индейца.
Неожиданное задание
Неудивительно, что принц Кариньяно Эммануил Филиберт для проектирования дворца в Турине обратился к Гварино Гварини (1624-1683), который был ведущим архитектором в городе. К 1679 г., когда архитектор получил задание спроектировать дворец Кариньяно, он уже успел доказать свое мастерство: близилась к завершению работа над капеллой Плащаницы (где он показал высшую степень своего таланта), уже была построена церковь Сан-Лоренцо и начиналось строительство Колледжо-деи-Нобили.
Архитектору в то время было около шестидесяти лет, и он находился на пике славы и карьеры. Однако никогда ранее он не пробовал свои силы в создании герцогских дворцов. До этого момента Гварино Гварини, в том числе из-за своей религиозности, занимался строительством церквей и других подобных сооружений, поэтому он был вынужден полностью поменять подход и стиль. И в результате получился один из шедевров барокко.
Римский дух
При создании дворца Кариньяно архитектор Гварини позаимствовал многое из римской архитектуры (чего он не делал никогда ранее), особенно сильно здесь чувствуется влияние таких гениев эпохи барокко, как Джан Лоренцо Бернини и Франческо Борромини. Под влиянием первого был сформирован доминирующий стиль дворца.
Типичные формы барокко
Палаццо Кариньяно можно сразу узнать по двойной волнообразной линии его фасада, это его визитная карточка. Но данный элемент не уникален в своем роде: в эпоху барокко он был очень популярен и использовался неоднократно, например, в нереализованном проекте Луврского дворца Джана Лоренцо Бернини, церкви Санта Сусанна в Риме архитектора Борромини, церкви
Музей Рисорджименто
Сейчас в палаццо Кариньяно находится Национальный музей итальянского Рисорджименто, в котором собраны уникальные исторические документы о семье Савойя и об объединении Италии.
• Музей Рисорджименто был основан в 1878 г., в его тридцати залах собраны документы с 1706 по 1946 г., а также произведения искусства и исторические реконструкции, посвященные итальянскому национально-освободительному движению и Савойскому роду.
• Здесь можно посетить личный кабинет графа Камилло Бенсо ди Кавура, премьер-министра Сардинского королевства (с 1852 по 1861 г.), во главе которого в то время находился Виктор Эммануил II.
• В этом дворце 4 марта 1848 г. Карло Альберто провозгласил Конституцию, «Альбертинский статут», в результате чего род Савойя и итальянские либералы навсегда стали союзниками.
• Овальная лестница огибает Сардинскую комнату, увенчанную купольной крышей и обставленную в неоклассическом стиле. Изначально это был Праздничный салон, в 1848 г. стал кабинетом первого Сардинского парламента, а в 1861 г. — кабинетом парламента только образованного Итальянского государства. Сейчас здесь сохранена обстановка последнего заседания: трехцветными кокардами обозначены кресла Винченцо Джоберти, Массимо д’Адзельо, графа Камилло бенсо ди Кавура и Чезаре Бальбо.
• Заслуживают внимания также апартаменты на первом этаже с прекрасными украшениями из позолоченного дерева в трех из восьми комнатах — пример барочной декоративной виртуозности.
• Из холла овальной формы со сводом, поддерживаемым парными колоннами, можно попасть в два прямоугольных приемных зала. Из них на второй этаж идут две широкие лестницы.
• Внутренним убранством занимался Барончелли, заменивший Гварини, когда тот уехал в Модену.
• Во второй половине XIX в. к дворцу было добавлено новое крыло. Его основной фасад, спроектированный Гаэтано Ферри и выполненный Джузеппе Боллати, смотрит на современную площадь Карло Альберто.
• Во дворце до сих пор хранится кровать, на которой был рожден первый король Италии Виктор Эммануил II (1820-1878), второй правитель из рода Савойя-Кариньяно.
• Леньянино расписал фресками стены многих залов, в том числе Зала сражений. Это название произошло от сюжета двух картин, которые прославляют военные кампании семьи.
Речь идет о двойной волнообразной линии центральной части фасада вокруг большого овала Праздничного салона, занимающего весь центр дворца. Бернини ранее предлагал такой проект для Лувра в Париже, но безрезультатно, так как его посчитали слишком «итальянским», вычурным и театральным на французский вкус.
У Борромини Гварини почерпнул эстетическую концепцию дворца с его «сдержанным» кирпичным фасадом, широкими волнистыми карнизами без привычных архитектурных ордеров, идею протира и центрального темпьетто (часовни), включенных в центр здания. В целом получился величественный королевский дворец, несмотря на преднамеренное использование недорогих материалов.
Архитектор-математик
Гварино Гварини, гениальный создатель палаццо Кариньяно, родился в Модене в 1624 г. Этот известный архитектор не сразу попал в профессию, ведь начинал он с изучения математики и философии. Во всех его работах, которые можно определить как геометрические и математические изыскания, выраженные в пространстве, чувствуется глубокий рациональный подход. Гварино Гварини вступил в орден театинцев и закончил обучение в Риме. Здесь он впитал стилистику Борромини, который занимался религиозной архитектурой. Гварини работал в Париже, в Испании, в Мессине, но больше всего в Турине, куда герцог Карл Эммануил Савойский позвал его в 1666 г. в качестве придворного инженера и математика. Гварини написал трактат «Гражданская архитектура» (ниже представлена одна страница), содержащий весь его богатый опыт художественной работы. Трактат вышел посмертно в 1737 г. Работы архитектора отличаются редкой световой, статической и математической виртуозностью. А его уникальный и несравненный почерк ярче всего выражен в палаццо Кариньяно.
Центр Рисорджименто
Савойя-Кариньяно жили во дворце до 1799 г., пока не вынуждены были передать его наполеоновскому правительству, которое основало здесь местное управление. Однако спустя 15 лет, после наполеоновской оккупации, вернулись и спустя некоторое время стали правителями Сардинского королевства. Во время Рисорджименто палаццо Кариньяно стал важнейшим местом в итальянской истории. В 1848 г. его заднее крыло было обновлено, и там разместился пьемонтский парламент. В 1861 г. в небольшом деревянном зале состоялось первое заседание национального парламента. Впоследствии начались работы по его расширению, но, когда был завершен неоклассический задний фасад, выходящий на площадь Карло Альберто, парламент и столица были перенесены во Флоренцию, а спустя некоторое время окончательно в Рим.