В 1275 г. король Пржемысл Отакар I Богемский заложил первый камень в основание Хофбурга, но — как это нередко бывало в истории — так и не смог увидеть плоды своего начинания. Тогдашний император Рудольф I из рода Габсбургов не признал его в качестве наследника австрийского престола Бабенбергов, и тот начал войну. Решающее сражение в 1278 г. у Сухих Курт, к востоку от Вены, завершилось поражением Отакара. Победитель, Рудольф, назначил герцогом Австрии своего сына, Альбрехта I, который положил начало долгим, прочным связям Габсбургов с Веной. Сооружение, начатое Отакаром, было построено, несмотря на смену династии, и получило название «Швейцарский дворик».

Формирование комплекса

В отличие от многих других монарших резиденций Европы, Хофбург не стал результатом расширения и развития одного ядра, а складывался из ряда отдельных сооружений, которые с течением времени стали одним целым: «архипелаг власти» формировался путем присоединения отдельных «островков», которые составляют наиболее старую часть комплекса. Изначальная структура с ее «старым замком» представляла собой городское фортификационное сооружение, подобных которому было немало в Италии (Милан, Верона, Феррара, Мантова, Павия).

Новый замок, Нойбур, строительство которого завершилось уже в XX в., является единственной осуществленной постройкой из грандиозного «Имперского форума», спроектированного Готфридом Земпером и Карлом Хазенхауэром.

В середине XV столетия в комплексе появилась внутренняя часовня с императорской капеллой, где и по сей день во время воскресных богослужений можно послушать Венский хор мальчиков. Религиозные обряды могли также совершаться в находящейся поблизости августинской церкви, которая впоследствии, со строительством нового крыла, полностью вписалась конюшенный блок в духе эпохи Возрождения, где поначалу размещалась резиденция принца Максимилиана II; и Амалиенбург, дворец в стиле эпохи позднего Возрождения, получивший название по имени вдовы императора Иосифа I, Амалии. Эти два отдельных корпуса были соединены в XVII в. Флигелем Леопольда, построенным по указанию императора Леопольда I.

Со Швейцарского дворика попадаем в Палату культовых и светских сокровищ, где хранятся геральдические и другие сокровища Священной Римской империи германской нации.

Империя была основана под этим названием Карлом Магнусом, коронованным папой в Риме в 800 г. После распада империи Каролингов немецкие земли объединились в 919 г. в германское королевство, которое сначала возглавил Генрих I. В эпоху Оттона I Великого монарху такого политического уровня был присвоен титул императора. Воссозданная таким образом империя получила название Священной Римской империи германской нации. В отличие от королевского титула, получение титула императора требовало благословения папы римского, которое не всегда можно было получить. Только в XVI в. германские короли стали, сразу же после восхождения на трон, именоваться «избранный римский император». В 1806 г., после того как Наполеон провозгласил себя императором, а Франц II заявил о создании австрийской империи, Священная Римская империя прекратила свое существование.

В Палате культовых и светских сокровищ выставлены золотая корона Рудольфа II с сапфирами, корона Генриха I, имперская держава XII века и скипетр Маттиаса; последние два предмета позже были выбраны первым императором австрийской династии Францем в качестве геральдических символов.

Купол 50-метровой высоты венчает главный фасад комплекса — здания Старого замка.

Дворец претерпел реконструкцию, потребовавшуюся после осады Вены турками (1683 г.), а в настоящее время в здании располагается резиденция президента Австрийской Республики.

В течение последующих веков продолжалось строительство новых зданий и соединительных блоков:

  • Зимний манеж;
  • библиотека императорского двора;
  • крыло Редутен со знаменитым залом Редутенсаль, который был устроен по повелению императрицы Марии Терезии для проведения концертов и балов;
  • Михайловское крыло, которое соединило Школу верховой езды с Имперской канцелярией.

Наконец, при Франце Иосифе сформировался большой новый двор.

Испанская школа верховой езды

Испанскую школу верховой езды, основанную в 1572 г., можно назвать одной из главных достопримечательностей и гордостью австрийской верховной резиденции. Хофбургских белоснежных скакунов Липицианской породы, которых первоначально привозили из Испании (отсюда и название), а затем из императорского конезавода в Липице (в настоящее время это территория Словении), сейчас выращивают в австрийской Стирии. Уникальная школа классической выездки использует методику, разработанную более трех столетий назад.

Привилегированное положение

Как и многие другие старинные монаршие резиденции, Хофбург находится не в самом центре жилых районов Вены (центром считается место расположения Собора Святого Стефана), а в пределах средневековых стен. Когда в период барокко Вену обносили укрепленными стенами, за стенами оказался и этот комплекс.

Во второй половине XIX в. кольцо бастионов было снесено за ненадобностью, а на его месте возникла цепь больших валов, называемая сейчас Кольцом. Вдоль этого периметра стали появляться новые постройки Хофбурга и сады (Народный сад — Zolksgarten — и Замковый сад). По этому кольцу строились также крупные здания государственного и культурного назначения имперского и городского уровня: Парламент, Музей истории искусств, Венский университет, Академия изобразительных искусств, Политехнический музей, Оперный театр, городской театр и городской парк. Таким образом, резиденция стала своего рода ядром в окружении основных учреждений культурного и гражданского назначения.

Память о романтической чете На протяжении более чем шести веков Хофбург был административным центром империи Габсбургов, а также их зимней резиденцией.

В императорских апартаментах сохранилась атмосфера времен их последних обитателей — Франца Иосифа и его супруги, Елизаветы Баварской (знаменитая Сиси), благодаря не только тому следу, который они оставили в обстановке этих помещений, но и контрасту между напыщенной торжественностью апартаментов и романтической историей безумно влюбленного сурового императора и его молодой непоседливой жены.

Императорские сокровища

Немногим монаршим резиденциям в Европе (а, может быть, таковых и не найдется), превратившимся, по сути, в музеи, удалось, как Хофбургу, удивительным образом «синтезировать» в своих стенах тысячелетнюю историю континента. Например, в Палате культовых и светских сокровищ хранятся ценные артефакты, относящиеся к Священной Римской империи (со времен Каролингов до XIX в.), Австрийской империи, роскошному Бургундскому герцогству (унаследованному Габсбургами) и к бургундскому кавалерийскому Ордену золотого руна, который позже стал орденом исключительно Габсбургов. Таким образом, это собрание является «сердцем» истории Центральной Европы. Гордостью коллекции являются золотая императорская корона с драгоценными камнями и эмалью X века; священное копье VII века с закрепленным на нем гвоздем, считающимся гвоздем с распятия Христа; ковчег из золота, серебра и драгоценных камней, предположительно сделанный в одной из мастерских Карла Магнуса; императорская шпага с византийской глазурью на ножнах; изумруд весом более 2000 карат, обработанный в XVII в. в виде вазы для мазей. В реконструированном Зале серебра и столовых приборов представлена богатейшая коллекция столовой посуды и приборов императорского двора.

Смешение стилей

Если проследить длинный ряд архитекторов, которые чередой сменялись при строительстве Хофбурга (строительство шло практически перманентно), можно увидеть, как постепенно менялись эстетические вкусы в империи. До середины XVI в. архитекторы и художники были в значительной степени анонимными и, преимущественно, германского происхождения. Затем прибыли итальянцы: Феррабоско, Доменико и Мартино Карлоне, Лучезе, Пакасси (последний — итальянец по происхождению, родившийся в Вене). В конце XVII столетия появились выдающиеся мастера, которые привнесли стиль «хофбарок» — высокопарное светское барокко, подхваченное во всех уголках империи. Это были Фишер фон Эрлах и Иоганн Лукас фон Хильдебрандт.

Императорские залы и необычные музеи

Вид на Хофбург с Михаэлерплац производит грандиозное впечатление. Фасад императорского комплекса в форме амфитеатра украшен массивными статуями, а по краям — двумя монументальными фонтанами: Покорение суши и Покорение моря. Более двух с половиной тысяч комнат комплекса в совокупности могут производить эклектичное впечатление, но каждая из них буквально дышит воспоминаниями, историей и очарованием. В настоящее время большая часть этих помещений занята музеями.

• В монастырском здании августинцев, построенном между 1330 и 1339 годами и вошедшем в комплекс Хофбурга, находится знаменитая Крипта сердец: там хранятся урны с сердцами членов императорской семьи, почивших в период между XVII веком и концом XIX века.  Тела же их погребены в Кайзергруфт, императорской крипте церкви Капуцинов в Вене

• Заслуживают внимания комнаты в стиле рококо, которые занимал царь Александр I во время Венского конгресса проходившего в 1814-1815 гг. ; во дворце Амалии — комнаты императрицы Елизаветы, в крыле Леопольда, помимо прочего, — спальню императрицы Марии Терезии.

• Из Михайловского крыла можно попасть в Зал серебра.

• Из музеев следует выделить Эфесский музей, где выставлены археологические находки австрийских экспедиций XX в.

• Весьма достоин внимания и Музей старинных музыкальных инструментов, где представлены экспонаты (в основном эпохи Возрождения) большой исторической ценности.

• Оружейная палата содержит одну из самых богатых в Европе коллекций оружия и военной амуниции, начало которой положил в XVI веке Фердинанд II и которая обогащалась на протяжении столетий.

• Среди экспонатов Этнографического музея можно увидеть предметы, направленные императору Карлу V в 1519 г. из только что завоеванной Мексики. Прочие экспонаты прибыли с Американского континента, из Китая, Японии и из экспедиции Джеймса Кука в Океанию.

• Ценность мирового значения представляет собрание графических работ в крыле Альберта — Graphische Sammlung: более 40 тысяч рисунков и полтора миллиона эстампов, относящихся к периоду с XIV в. до наших дней. Здесь есть произведения Дюрера, Рафаэля, Микеланджело, Гойи и Рубенса.

• В крыле Альберта хранится также коллекция папирусов и рукописей нот, одна из которых восходит к древнегреческой эпохе.

• Библиотека императорского двора (Hofbibliothek, в настоящее время — Национальная библиотека) широко известна своим роскошным Залом почета.

Дворец Хофбург