Фенис появился на историческом горизонте в 1242 году, когда некий Каструм Феничи был упомянут в вассальном документе, в котором семья Шаллан, владевшая этими землями, ссужала его графам Савойским. Для тех времен постройка была, скорее всего, довольно примитивной: комплекс состоял из крепостной башни — она сохранилась и находится сбоку от основного входа, — к которой примыкала куртина неправильной формы.
В 1330-е годы (по версии некоторых историков, в 1337 году) Аймонди ди Шаллан перестроил крепость, и именно такой, суровой и окруженной башнями, мы видим ее сегодня. Внутренняя отделка соответствует роскоши жилища аристократической семьи. Замок перестроен в необычной манере — центральный элемент первоначальной постройки был оставлен снаружи, а не включен в новую конструкцию, как это обычно происходило в подобных случаях.
Таким образом появилось сооружение в форме неправильного пятиугольника, углы которого защищены большими и маленькими башнями, с двойными крепостными стенами, укрепленными зубцами в форме «ласточкиного хвоста». Внутренний двор трапецеидальной формы, со стенами, украшенными фресками: особенно обращает на себя внимание рельеф с изображением Святого Георгия, убивающего дракона, — он размещен над верхней площадкой широкой парадной лестницы, начинающейся от главного входа. На этом же этаже залы и часовня украшены изысканными фресками.
«Образцы» башен
Крепость Фенис ценна тем, что в числе прочих особенностей, объединяет в себе, возможно, самый большой набор разных видов башен. Здесь можно проследить практически полную антологию такого типа построек: круглые башни и башенки, подвесные башенки. Все вместе это поразительно и будит воображение, добавляя Фенису очарования.
Необычная конструкция
Среди замков Аостской долины, которые обычно строились на возвышенности, чтобы контролировать окрестности, Фенис отличается своей необычностью: он построен почти на равнине, не примыкает ни к какой природной «преграде», а находится на пологом склоне. Фенис выделяется в панораме долины и своим живописным видом, замок усеян всевозможными по формам и размерам башнями — с навесными бойницами и дозорными проходами.
Безусловно, этот облик крепость обрела благодаря реставрационным работам, выполненным в XIX веке Альфредом д’Андраде. Молодой португальский архитектор и реставратор переехал жить в Италию, а именно в Пьемонт, благодаря своей страсти к живописи. Будучи руководителем Бюро по сохранению исторических памятников, в 1897 году он выкупил крепость и в сотрудничестве с хранителем и доверенным лицом де Маркисом начал масштабные и долгосрочные восстановительные работы. Полностью вернув нижней части замка исторический вид, д’Андраде добавил Фенису еще и элементы романтики. Позднее архитектор подарил замок Италии.
Д’Андраде — реставратор и меценат
Альфредо д’Андраде (1839-1915) — португальский архитектор, влюбленный в Италию, — переехал жить в эту страну и посвятил жизнь изучению и восстановлению старинной архитектуры (особенно замковой). Среди архитекторов Пьемонта XIX века его имя — одно из самых значимых. Его активная деятельность распространилась и на замок Фенис, который он сначала выкупил, затем отреставрировал, а после принес в дар итальянскому государству.
Несомненно, реставрация сделала акцент на живописную составляющую, что, по мнению одного ученого, «инсценировало сказочную атмосферу предания». Если не придираться к деталям, в которых реставраторы отошли от исторической точности, работа д’Андраде позволила сохранить Фенис и оставить потомкам один из самых ценных архитектурных ансамблей Аостской долины.
От оборонительного сооружения до дворца
Крепость Фенис — живое свидетельство архитектурного перехода от примитивного замка, построенного в основном или исключительно с оборонительной целью, до замка-дворца в ренессансном духе с функциями жилых и представительских пространств, подходящих для роскошной придворной жизни.
- Замок знаменит своими фресками, создание большей части которых приписывается гильдии художников Пьемонта XV века. Они были добавлены после первой реконструкции замка, которую осуществил Аймонди ди Шаллан в XIV веке.
- Из центрального внутреннего двора полукруглая лестница ведет на верхние этажи и на двойную крытую галерею, стены которой полностью покрыты фресками с изображением святых и философов, которые держат в руках картуши с притчами и поучениями, написанными на старофранцузском языке.
- Достойны внимания интерьеры и мебель из так называемого Тронного зала, который находится на верхнем этаже.
- На том же этаже находится часовня, стены которой покрыты фресками XV века, представляющими религиозные сюжеты и сцены. Это Дева Милосердия, Распятие и фигуры святых и апостолов.
- Заслуживают внимания также кухня и прилегающие к ней комнаты, они дают представление о повседневной жизни в средневековом замке.
- Деревянные панели с инкрустацией над каминами в комнатах относятся к XV веку.
- Башня на северо-западном углу крепостной стены когда-то служила тюрьмой.
- В замке находится Музей мебели Аостской долины, в котором экспонируются старинные предметы обстановки исключительной ценности.