Флоренция – это не только архитектурный шедевр средневековья, но и родина великих творцов, навечно запечатлевших свои имена в память человечества. Один из них — Данте Алигьери, основоположник итальянского языка, создатель бессмертной «Божественной комедии»  — великолепного сплава религии, истории, философии, политики, психологии и этики. Флоренция, без преувеличения, взрастила великого поэта, произведение которого стало источником вдохновения для множества выдающихся мировых творцов и деятелей искусства: Микеланджело, Рафаэля, Байрона, Гейне, Доре, Листа, Родена…

Данте был не только поэтом, но и философом, политиком, дипломатом, общественным деятелем, он даже состоял… в гильдии аптекарей и лекарей. Столь обширен был его круг интересов. Из-за политических разногласий с руководством Флоренции поэт был навсегда изгнан из города (Данте был за независимость Флоренции от влияния Папы Римского). Свой первый приют он нашел у герцега Вероны Бартоломео Скала. Почти всю оставшуюся жизнь поэт провел в изгнании.

Как-то возвращаясь из Венеции, куда он был послан с дипломатической миссией, он заразился малярией и умер в Равенне. Флорентийцы, осознавшие, наконец, гениальность своего земляка, обратились в Равенну с просьбой передать в их город прах поэта, но получили отказ: «Не нужен был при жизни, не получите и после смерти». С тех пор в храме Санта-Кроче — усыпальнице всех знаменитых и богатых людей города стоит саркофаг Данте, но… пустой.

Политические противники поэта разрушили во Флоренции дом, где жила небогатая семья Данте. Лишь в XX веке флорентийцы помня о своей вине перед Данте в старинных кварталах города на месте, где когда-то жил поэт, попытались воссоздать Дом Данте.

Это не подлинный его дом, а всего лишь музей, которому к тому же не повезло. Во время строительства экспонаты музея хранились в особом хранилище, который сгорел во время пожара. Поэтому подлинных вещей эпохи Данте в музее не много. Гораздо интереснее побывать в старинной церкви Святой Маргариты, которая находится рядом с Домом Данте. Именно здесь 9-летний Данте впервые встретил 8-летнюю Беатриче, ставшую его музой на всю жизнь. Этот не броский храм в народе давно называют церковью Данте или церковью Данте и Беатриче. Она стала храмом великой, светлой, прекрасной и безответной любви поэта. Любви с первого взгляда и до последнего вздоха. Любви, не угасшей даже после кончины любимого человека.

Убранство церкви Святой Маргариты не богато. Ее стены украшены тремя современными картинами, на которых показаны три очень коротких свидания Данте Алигьери со своей возлюбленной: у церкви Святой Маргариты, в городе и на свадьбе Беатриче с богатым купцом.

Этих трех свиданий продолжительностью всего несколько минут хватило для того, чтобы поэт свою любовь пронес через всю жизнь… В 24 года Беатриче умерла во время сложных родов и согласно легенде похоронена в церкви Святой Маргариты слева от входа.

У простенького надгробия стоит корзина, наполненная письмами и записками для Беатриче. Люди из разных стран мира обращаются к ней со своими сокровенными просьбами: помочь найти любовь и обрести долгую счастливую жизнь с любимым человеком.

Многие уверены, что могилы Беатриче тут, в церкви Святой Маргариты, быть не может. Что это обман и  фальсификация, созданная специально для туристов. И действительно, скорее всего, Беатриче похоронена вместе с родственниками своего мужа, либо со своим отцом или матерью. В этом случае ее могилу следует искать в другом месте, например, в храме Санта-Кроче, ставший во Флоренцией усыпальницей для богатых и знаменитых людей.

Согласно легенде, на месте базилики Санта-Кроче когда-то стояла часовня, которую построил Святой Франциск Ассизский. На месте этой часовни в 1294 году решено было построить огромную базилику в честь Обретения Креста (Санта-Кроче). Храм был выполнен в готическом стиле, а фасад облицован мрамором и выглядит сдержанно — на нем нет фресок, витражей и множества скульптур, свойственной готике. Наверху, во внешнем декоре храма можно разглядеть звезду Давида и кресты над двумя арочными пролетами.

Среди всех церквей Флоренции церковь Святого Креста выделяется своей необычностью. По замыслу авторов, базилика Санта-Кроче должна была стать самой большой в мире. Храм имеет форму Т-образного креста и состоит из трех нефов, разделенных между собой рядами гигантских колонн со стрельчатыми арками. Длина центрального нефа составляет 115 метра, высота — 34 метра, а ширина — 20 метров. Неф будто сливается с боковыми проходами, из-за чего возникает ощущение единого пространства. Внутренним оформлением храма занимался известный итальянский архитектор Джорджо Вазари. Именно он решил расположить главный неф так, чтобы сквозь множество витражных окон центральное пространство храма освещалось солнцем со всех сторон.

Особую ценность в Базилике Санта-Кроче имеют 16 капелл — отдельных часовен, каждая из которых выглядит подлинным шедевром. Часовни не закрыты, не огорожены, между ними можно спокойно передвигаться, наслаждаясь творениями гениальных мастеров разных времен. Все они носят фамилии состоятельных семей Флоренции, вложивших средства в украшение собора. Например, капелла Медичи, капелла Пацци, капелла Барди с фресками Джотто и т.д.

Церковный алтарь украшен фресками на тему обретения Креста Господня, а также различными сюжетами христианских легенд. На его центральной панели можно увидеть изображение Мадонны с Младенцем, а в верхней части — большое Распятие.

Однако, базилика Санта-Кроче знаменита не столько капеллами, а сколько своим пантеоном. Иногда собор так и называют — «Флорентийский Пантеон». В нем нашли свое последнее пристанище выдающиеся флорентийцы: Макиавелли, Микеланджело, Россини, Маркони, Галилей, Альфьери и другие.

Место, где они похоронены представляет собой нишу, в которые установлены саркофаги, а поверх них – мраморные ложа со скульптурами усопших. Оба сооружения венчают арки на двух колоннах. Такая конструкция стала типичной для гробниц Ренессанса.

Каждая могила уникальна. Например, гробницу Микеланджело создал знаменитый скульптор Джорджио Вазари. На ней установлены бюст великого художника и статуи Живописи, Скульптуры и Архитектуры. Могила украшена фресками художника Джовани Баттиста Нальдини.

У гробницы Данте Алигьери скульптура самого поэта восседает на саркофаге в суровой задумчивости. На постаменте надпись: «Почтите высочайшего поэта». Рядом — мраморные фигуры безутешной Поэзии и гордой Италии. Этот пустой саркофаг стоит в ожидании праха Данте.

По-видимому, базилика Санта-Кроче изначально задумывалась как пантеон — на ее полу можно увидеть достаточно много старинных надгробий с уже не читаемыми именами. Известно, что в храме захоронены около 300 знатных флорентийцев — богачи, политики и общественные деятели.

Когда-то рядом с базиликой располагался монастырь Санта-Кроче. В 1423 году в нем случился пожар, после которого территорию монастыря решили перестроить и дополнить необходимыми постройками: общей монастырской спальней, трапезной, помещением для монастырских послушников и т.д. Богатый купец Андрея Пацци, вложивший немало средств в украшение базилики Санта-Кроче вызвался помочь и построить для монастыря капеллу, которая должна была служить одновременно залом для собраний духовных лиц и семейной молельней. К проекту купец привлек известного архитектора Брунеллески, которому предстояло «встроить» новую капеллу в участок трудной конфигурации в глубине узкого и длинного средневекового двора. На фото изображен этот монастырский дворик с капеллой и большой трапезной.

Архитектор с блеском решил задачу и создал капеллу, которая вызвала восхищение у его современников. Капелла не похожа ни на римские храмы, ни на готические соборы… Ее отличает конструктивная ясность, античная простота и гармония. Элементы классической архитектуры — колонны, пилястры, арки, составлены в совершенно новые комбинации, создавая впечатление необыкновенной легкости и грации. В основе архитектуры капеллы круг и квадрат. Прямоугольное основание перекрыто в центре коническим куполом, который поддерживается прекрасным кружевными сводами, один из которых в портике капеллы.

Внутренние поверхности капеллы поделены с геометрической точностью, причем белая холодная штукатурка контрастирует с серым камнем пилястров и прекрасными изображениями Евангелистов.

Капелла Пацци является одним из выдающихся образцов Раннего Возрождения, а реализованный зодчим проект определил на многие десятилетия пути развития ренессансного итальянского зодчества.

СМОТРИТЕ «ПУТЕШЕСТВИЯ ПО УКРАИНЕ» НА МОЕМ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛЕ: «https://t.me/+Opz-Ntl_6e05YzAy