Итак, продолжаем разговор о «штучной» авторской фотографии. Чтобы сделать снимок единственным и неповторимым, как картина, нужно не только выбрать для него хорошую бумагу, но и сделать эту бумагу фотобумагой.
А для этого на нее потребуется нанести светочувствительную фотоэмульсию. И поверьте, при определенном терпении и аккуратности у вас это может получиться ничуть не хуже, чем у крупных фотографических компаний.
Напомню, что бумага, выбранная для полива эмульсии, должна иметь плотность в пределах 250–400 г/м2. Перед тем как приступить непосредственно к поливу, лист необходимо размочить в теплой, желательно дистиллированной воде до полного напитывания.
Затем его следует положить на подогретый лист стекла (можно использовать и оргстекло), находящийся в горизонтальном положении, и отжать (без протирания!) излишки воды путем накладывания чистой хлопчатобумажной ткани (например, полотенца).
Вообще для каждого конкретного вида бумаги время пребывания в воде и ее температура определяются несколькими пробными размачиваниями.
Бумага на стекле должна лежать гладко, без складок и возвышений. В результате на ней не должно остаться воды, она должна быть влажной, но не мокрой. Оставшийся излишек воды и отдельные капли можно осторожно удалить мягкой губкой.
Готовую эмульсию, расфасованную в черную пластмассовую светонепроницаемую емкость с герметичной крышкой, следует поместить в теплую воду с температурой 30–40°C. Чтобы определить готовность раствора, нужно периодически производить встряхивание емкости. Когда рука почувствует, что плотный студень превратился в жидкость, это будет означать, что раствор достаточно прогрелся, и можно переходить к следующему этапу — поливу эмульсии.
Этот процесс проходит при стандартном красном лабораторном освещении. При этом используется плоская барсуковая кисть (флейц). Эмульсию берут на кисть и быстрыми движениями наносят на бумагу, стараясь как можно более ровно распределять ее по поверхности листа.
Бумагу сначала покрывают в поперечном направлении, затем — в продольном, потом — опять в поперечном, и делают это до тех пор, пока слой не будет оказывать некоторого сопротивления кисти, и последняя не начнет как бы прилипать к бумаге. В этот момент обработку следует прекратить и оставить бумагу сохнуть, но уже в темном месте.
Эмульсию перед использованием следует сохранять в холодильнике при температуре от +3°C до +10°C.
Следует иметь в виду, что после изготовления эмульсии в ней начинается процесс созревания (то есть рост светочувствительности), который не останавливается и после застуденения эмульсии на бумаге (он лишь замедляется). Увеличение чувствительности жидкой эмульсии постепенно растет до уровня, пока наконец не появится вуаль. В связи с этим следует использовать весь объем жидкой эмульсии. В сухом виде нанесенная на бумагу или иную подложку эмульсия имеет срок хранения гораздо больший. После изготовления работаете с самодельной бумагой так же, как и с фабричной.
И в заключение — несколько слов о том, где взять столь специфичную вещь, как готовая светочувствительная эмульсия для фотобумаги. Эмульсии, которые попадали к автору, были либо немецкого (Гамбург, Hans O.Mann&Co), либо отечественного происхождения (компания «Славич», Переславль-Залесский, Ярославская обл.) Но если в первом случае это серийный продукт, расфасованный в емкости по 0,5 л, то компания «Славич» не занимается распространением готовой фотоэмульсии. Просто имел место частный случай. Впрочем, возможно, при определенном желании вы сможете наладить контакт с администрацией «Славича», только тогда не забудьте запастись надежной светонепроницаемой емкостью.