Большинство людей, а также и начинающие фотолюбители, уверены, что съемка в солнечную погоду — замечательный вариант. Безусловно, присутствие ярких и теплых солнечных лучиков дарит огромное количество света. А еще ведь так приятно отправляться на фотопрогулку, когда царствует отличная погода.
Но солнце может быть очень коварным. В один момент его лучи в состоянии превратиться из союзников, дарящих дополнительный свет, в злостных противников, искажающих фотографию. И с этими противниками необходимо научиться бороться, а после можно постараться и подружиться.
В чем основная проблема при фотосъемке в погожий денек? Солнце преподносит чересчур много резкого света, заполняющего собой все имеющееся пространство. Фотография же строится на игре света и теней. Если будет присутствовать на снимке чрезмерное количество солнечных лучей, то фото станет очень контрастным.
На портретах частенько появляются ненужные, слишком глубокие тени, особенно на лице. А еще получить естественные и интересные портретные снимки под палящим солнцем является проблемой.
Модель может жмуриться, стараться отвернуться от солнца (а такое вызовет еще больше контрастных и нелепых теней на лице), человек по ту сторону объектива будет страдать от жары. Такие нюансы лишат фото натуральных эмоций.
При фотографировании природы или городского пейзажа, жизни мегаполиса на итоговой фотографии могут отмечаться заметные пересветы с «выжженными» пикселями. Это такие некрасивые участки, полностью лишенные тени, нужных очертаний, выглядящие совершенно белыми.
Нередко снимок, который мог бы стать очень удачным, не получается спасти даже в процессе последующей обработки в специальных программах для коррекции фотографии. И, конечно, прямые солнечные лучи способны навредить самой технике.
Решая не отказываться от фотографирования в ясный день, можно постараться перенести съемку на раннее время или отправиться на фотопрогулку уже под вечер. Когда солнце находится максимально близко к горизонту, свет становится заполняющим и не таким холодным, резким на снимке.
Помогают при съемке под солнцем редкие облака, возникающие на небе. Они способны подарить тени и смягчить солнечные лучи. Не обладая же возможностью ждать облака или переносить время съемки, надо запомнить некоторые важные советы.
Со стороны может выглядеть очень непонятно и странно использование дополнительного освещения, когда на улице и без того все залито золотистыми солнечными лучами. Однако именно вспышка в состоянии стать прекрасным помощником для фотографа в подобный день.
Конечно, лучше отказываться от встроенных вспышек. Они обладают эффектом «света в лоб», искажая картинку. И силу такой вспышки настроить обычно невозможно. Стоит обращаться к вспышкам внешним, на крутящихся головках, чтобы была возможность направлять свет вверх.
Такая внешняя деталь, дарящая дополнительный свет, обладает настройками и ее силу можно изменить. Слабая вспышка может направляться и непосредственно на модель, объект фотосъемки. Свет от нее вступит во взаимосвязь с солнечными лучами, и итоговый снимок выйдет объемным, но без глубоко контрастных теней и бликов. А также позволит вспышка слегка затемнить фон фотографии, что может быть вполне уместным.
Начинающие фотографы и любители не должны забывать, что светоотражающие поверхности становятся верными друзьями во время съемки в солнечный день. Ими могут явиться и специальные отражатели, и простая белая стена дома или светлая одежда модели, и белый листок бумаги или фольга, натянутая на картон, и стеклянные витрины магазинов или металлические детали, попадающие в кадр. Используя отражатель, фольгу, лист или ткань, необходимо следить, чтобы не попали они в кадр, если нет подобной задумки у фотографа.
Фотография — это свет и тень. Если света от солнца более чем достаточно, то необходимо отправиться на поиски тени. Но здесь надо проявлять некоторую осторожность. Располагая объект в тени, нужно оценить, насколько свет заполняет его. Столкновение тени и света может стать интересным решением, но добиться желаемого результата с первой и даже десятой попытки не всегда выходит. Решаясь на эксперимент, можно расположить модель под кроной дерева.
Сквозь ветки и листья будут пробиваться солнечные лучики, но здесь же встречается и тень. Светотеневой рисунок может получиться очень интересным, но такое подходит не для каждой задумки в процессе фотопрогулки.
Еще одним решением становится расположение объекта так, чтобы солнце было позади него. Здесь опровергается миф, что снимать против солнца — нельзя. Вполне можно, но это требует осторожности и сноровки. Такое расположение объекта рискованно для техники.
Если прямой солнечный луч попадет в объектив, дорогая фотокамера может пострадать. Однако если рискнуть все же хочется, то здесь снова может прийти на помощь вспышка. Она осветит чересчур темные участки, но оставит приятное свечение позади объекта или модели.
И, конечно, перед съемкой на улице необходимо позаботиться о фотоаппарате. На объектив лучше надеть защитный или серый фильтр, не помешает и бленда. Бленда — дополнительный аксессуар, который избавляет от некрасивых бликов, поможет избежать ненужных пересветов.
Подбор же актуальных настроек для снимка будет зависеть от используемого объектива, от заданного сюжета фотосессии, от идеи и возможностей. И за настройками при смене места съемки, при переменах в освещении и тенях требуется внимательно следить. Особо тщательного подхода станет требовать экспозиция. Замечательно снимать в солнечную погоду на полностью ручных настройках или же выбирать «приоритет диафрагмы».
Фотографирование в солнечные дни — не самая простая задача. Профессионалы нередко отказываются от съемки, если солнце слишком негативное, если света от него слишком много. Но найдя свой индивидуальный подход к подобной съемке, совершив множество попыток, которые иногда могут быть неудачными, можно добиться восхитительного результата.