Мало кто знает, что в фотографии есть стиль, который называется «атмосферная» фотография. Этот стиль очень распространен в репортажной съемке, портретной съемке и начинает набирать популярность в пейзажной фотографии. Если в репортажной съемке фотограф с помощью фотографий «погружается» в жизнь людей, то «атмосферный» пейзаж притягивает зрителя своей эмоциональностью и загадочностью. Просмотрев на множество фотографий, сделанных в этом стиле, каждый может подумать, что без графических программ не обошлось. Но это мнение ошибочно. Возможно, фотография проходила коррекцию со светом, контрастностью и баланса белого, но это единственная коррекция. Ничего в этих фотографиях не вставляли и не вырезали.
Как получить «атмосферные» фотографии?
Существует два метода получения таких фотографий:
• Обработать обычный пейзаж, поиграв с настройками света, цвета и т.д. Минус этого метода в том, что фотограф должен идеально знать программу Photoshop. С ее помощью можно убрать все недостатки и дефекты, создать необходимые эффекты. Еще одна трудность в том, что приходится работать с одной фотографией. Хорошо, если было сделано несколько разных по экспозиции снимков, их можно совместить и исправить провалы в тенях или засвеченные места.
• Найти интересное место, придумать идею, дождаться условий и, поэкспериментировав с настройками камеры, сделать несколько снимков. Плюс этого способа в том, что во время съемки используются различные фильтры, отражатели и фотограф вручную настраивает выдержку, диафрагму и баланс белого. Таким образом, с помощью экспериментов и большим количеством снимков можно сделать эмоциональную «атмосферную» фотографию. Подобная фотография в дальнейшей обработке не нуждается. Единственный недостаток этого метода для фотографа – это наличие дорогих аксессуаров в большом количестве и умение ими пользоваться, ожидание подходящей погоды, времени года и т.д.
Перед фотосъемкой
Фотографу желательно приехать на место предполагаемой съемки за пару часов, осмотреться, найти оптимальную точку съемки. Снимать лучше утром или вечером. Самая подходящая погода для съемки – это утренние часы, когда солнце только взошло.
Если знать народные приметы, можно легко определить, какая погода будет утром. Если вечером поднимается ветер, то, скорее всего, он разгонит утренний туман, которого так ждал фотограф. Если рано утром небо чистое и безветренно, то надо собираться в дорогу. В обратном случае, можно спать дальше.
Выбирая места для съемки, лучше всего выезжать в местность, где по утрам бывает густой туман. Его можно встретить возле рек или озер. В лесных чащах туман найти сложно, как и большие капли росы. Почему предпочтение отдается туману? Потому, что пейзаж в тумане выглядит более загадочно и сказочно. Туман способен дать разыграться воображению, и фотограф может сделать несколько гармоничных композиций. Кроме этого, снимая в тумане, можно забыть про «фотомусор». Он полностью скрывается за белой пеленой. Но если у фотографа есть определенная идея, то он может снимать в любом подходящем месте. Важно помнить, что, в зависимости от времени суток, один и тот же пейзаж выглядит совершенно по-разному. Если днем это унылый пейзаж, то утром он будет выглядеть весьма привлекательно.
Использование фотофильтров
Легкие перистые облака сложно заметить невооруженным глазом. Поэтому потребуется поляризационный фильтр. Благодаря ему туман становится менее плотным, а перистые облака становятся более заметными. Фотография получается загадочной и интересной. Если бы снимали без фильтра, то туман бы полностью закрыл небо.
Можно использовать два фильтра одновременно. Например, поляризационный и градиентный. В этом случае срабатывают сразу два эффекта: поляризационный фильтр делает туман почти невидимым, а градиентный прорабатывает небо и поверхность земли. В результате фотография получается мистической и таинственной. Но следует быть осторожным при использовании градиентного фильтра. Если кольцо перекрутить, вместо красивого эффекта можно получить дефект.
Пейзаж в сумерках
Сумерки можно разделить на несколько стадий. Все зависит от положения солнца на небе. Первая стадия сумерек самая интересная и важная для фотографа. Ее время начинается с момента захода солнца за горизонт. По времени эта стадия длится 30 минут и именно в это время небо начинает окрашиваться в яркие краски. Следующая стадия называется навигационная, когда многих деталей не видно. Фотографии строятся по принципу формы и линии. Для экспонирования понадобятся целые минуты. Поэтому настройки у камеры должны быть ручные. Для предотвращения «шевеленки» затвор следует запускать с помощью тросика или пульта.
Многие фотографы недооценивают вторую стадию сумерек и начинают складывать аппаратуру. «Атмосферные» фотографы рекомендуют не торопиться, а постараться увидеть интересные композиционные решения с помощью силуэтов, фигур и линии.