Используя только один объектив, обычная камера не может передать стереоскопическое видение мира, к которому привыкли наши глаза, то есть плоские изображения не дают никакой прямой информации о расстоянии и глубине.
Но это не значит, что мы не можем ничего сказать об отсутствующем третьем измерении на фотографии – надо лишь извлечь эту информацию из ключей, разбросанных по снимку. Человеческий мозг может сделать э го быстро и бессознательно, и то, как сделан снимок, может помочь ему в этом.
Один из самых простых приемов – проследить, чтобы в кадре присутствовало несколько предметов, расположенных на разном расстоянии от камеры. Близкий передний план, далекий фон и земля посередине обеспечивают большее представление глубины, чем на снимке, где все предметы находятся на одном расстоянии от камеры. Для дальнейшего усиления эффекта может использоваться перспектива: широкоугольный объектив, скажем, может создать ощущение большой глубины, преувеличивая относительные раз
меры рядом расположенных предметов и преуменьшая дальние. Параллельные линии железной дороги или шоссе, сходящегося в точку на горизонте – классическая уловка линейной перспективы, подчеркивающая ощущение расстояния на картине.
Однако неудобство использования широкоугольных объективов состоит в том, что приходится потрудиться, чтобы заполнить передний план: без близлежащего элемента нижняя половина картины может выглядеть пустой. Чтобы заполнить кадр и увеличить ощущение глубины, надо поискать подходящие предметы для переднего плана: скала, красочный цветок, ворота – такие элементы нередко можно найти поблизости, чтобы заполнить нижнюю часть снимка, не жертвуя фоном, который вы на самом деле хотите снять.
Другой полезный прием – использовать элементы переднего плана как занавес или рамку, через которые вы снимаете сцену. Думайте о листве или воротах не как о препятствии, а как об элементах, которые могут быть включены в композицию. Они могут придать снимку необыкновенный вид.
Из-за пыли, грязи и водяного пара в атмосфере чем дальше от вас находится предмет, тем более смутно вы его различаете. Чем дальше красочный элемент от камеры, тем тусклее он будет на снимке. Этот эффект известен как воздушная перспектива. Он дает визуальные ключи для ощущения глубины, которые могут быть использованы фотографом.
Воздушная перспектива особенно полезна при съемке пейзажей при помощи теле-фотообъектива, который сглаживает перспективу и тем самым уменьшает ощущение глубины. Однако при использовании длиннофокусного объектива холмы, находящиеся на расстоянии многих миль один от другого, могут соединиться в одном кадре, и расстояние между ними подчеркивается разницей опенков, созданной воздушной перспективой.
Перед грозой
Грозовые облака покрыли Озерный край в Северной Англии. Чем дальше холм от камеры, тем он кажется туманнее и светлее.
Прогалина между деревьями
Иногда стоит воспротивиться искушению слишком сильно приблизить объект съемки. Конечно, руины этого монастыря можно было бы снять при помощи более длинного объектива; но более свободное кадрирование позволяет зрителю смотреть на них через деревья, создавая таким образом более сильное ощущение глубины.
Рамка в рамке
Нависающие деревья создают интересный передний план и заполняют область пустого неба в этом широкоугольном снимке регулярного сада
Поиск переднего плана
Основа картины – необычное освещение этой гавани. Но чтобы избегнуть пустоты на переднем плане, местоположение камеры было выбрано так, чтобы гребная шлюпка аккуратно заполнила место внизу кадра.
За завесой
Чтобы создать более полную иллюзию глубины, художники иногда используют трюк, известный как «перекрывание формы». Все просто: если некий элемент частично затенен другим, то вы понимаете, что он находится дальше, чем элемент, его затеняющий. Этот прием сделал снимок типичной церкви Новой Англии необычным.