Выбор удачного ракурса имеет огромное значение в спортивной фотографии: вам нужно найти точку, откуда получится хороший вид, если (и когда) что-то произойдет.
Выбор фокусного расстояния сильно зависит от вида спорта. Для крупных планов на спортивной площадке обычно нужен объектив с ЭФР 300 мм или больше. Экспериментируйте! Попробуйте снять застывшее движение и фото с размытием, чтобы передать ощущение скорости.
Одни снимки передают характер действия лучше, чем другие. Фотография, снятая при помощи телеобъектива, достаточно хорошо показывает пелетон, но в данном случае лучше использовать широкоугольный объектив. Использование вспышки в режиме медленной синхронизации обеспечивает ощущение движения, а тот факт, что в кадре присутствует лидер в желтой майке, делает снимок более значимым
Нацельтесь на ваш объект
Хотя современные цифровые камеры имеют автофокус, способный следовать за движущимся объектом, и даже могут предсказать, куда он переместится за долю секунды между нажатием кнопки «записью изображения, для многих видов спорта безопаснее использовать режим ручной фокусировки.
Преимуществом является то, что вы можете настроить фокус и примериться к кадру еще до того, как начнется действо, Это связано с тем, что многие события следуют заданному курсу, и поэтому, один раз выбрав ракурс, вы вряд ли сможете снять не однотипные фотографии.
Заранее сфокусируйтесь на точке, через которую, как вы знаете, пройдет объект, выберите фокусное расстояние, соответствующее дистанции от вас до этой точки. Когда объект появится в поле зрения, фокус уже будет установлен, поэтому вы можете смело спускать затвор.
Чтобы создать картину действия, движение не обязательно. На этом снимке команды выстроились в ряд друг напротив друга, в позах отчетливо читается напряжение игроков, а фото в целом хорошо передает взрывной характер игры
Застывшее движение
Когда дело касается съемки в движении, хочется использовать короткую выдержку. Такие фотографии позволяют зафиксировать детали, которые невозможно заметить в реальном времени – напряжение на лице игрока в гольф прямо перед тем, как он ударит по мячу. Насколько короткой должна быть выдержка, зависит от скорости движения объекта, расстояния до него, эффективного фокусного расстояния объектива.
Максимальная выдержка для съемки застывшего движения
Когда объект движется поперек кадра, нужно использовать выдержку в четыре раза меньше, чей когда объект движется на вас
Не все части движущегося объекта двигаются с одной и той же скоростью или в одно» и том же направлении. Здесь теннисистка выглядит застывшей, в то время как мяч, который летит поперек кадра, слегка размыт, и это визуально добавляет кадру движения, делая его более реалистичным
Творческое размытие
«Застывшее» фото позволяет запечатлеть движение. Изображение получается четким и детализированным. Однако фото может получиться недостаточно динамичным – так, если вы фотографируете автогонки с очень короткой выдержкой, автомобиль, движущийся со скоростью 320 км/ч, довольно сложно отличить от стоящего на месте.
Один из способов вернуть фотографии динамичность заключается в том, чтобы сознательно использовать более длинную выдержку: тогда сам объект или наиболее быстро движущиеся его части будут немного размыты. Это позволит наиболее точно воссоздать ситуацию, сообщить изображению жизнь и энергию, сделать его более реалистичным.
Снимок сделан с выдержкой 1/30 сек., и руки и ноги боксеров получились размытыми – можно представить, с какой фантастической скоростью они движутся
Прекрасное в размытом
Длинная выдержка смазывает движение. Вызвано это тем, что затвор открыт дольше, и у фотографируемых объектов больше времени на то, чтобы перемещаться, пока снимок экспонируется.
Здесь Эрнст Хаас с помощью длинной выдержки – на вид где-то трехсекундной – окружает хореографа Баланчина расплывчатой дымкой, прекрасной в своей ритмичности. Танцовщики совершают пируэты, следы которых заполняют кадр, контрастируя с неподвижностью пристально наблюдающего Баланчина.
Чтобы размыть движущийся объект, выберите «приоритет выдержки» (S или Tv) и поставьте длинную выдержку.
При съемке повседневных сюжетов, таких как бегущие люди или проезжающие машины, смазанность движения станет хорошо заметна при выдержке примерно в 1/60 и длиннее – чем длиннее, тем большим будет размывание.
Джордж Баланчин, Городской балет Нью-Йорка Эрнст Хаас 1960-е годы
Панорамирование
Наряду со съемкой с длинной выдержкой попробуйте проследить видоискателем за движущимся перед вами объектом, а кнопку затвора нажимайте, когда он находится ровно напротив вас. Эта техника называется «панорамирование». Смысл техники заключается в том, чтобы движущийся объект был четким, а фон за ним – размытым.
● • Держите камеру как обычно, а ноги расставьте чуть шире.
● • Поворачивая плечи и скручивая бедра, следуйте за объектом, как только он окажется в поле зрения. Верхняя часть вашего тела будет поворачиваться примерно на 90°.
● • Когда объект появится в видоискателе, сфокусируйтесь как можно скорее. Продолжайте следовать за объектом и спустите затвор, когда он будет напротив вас.
● Используйте выдержку в 4-16 раз длиннее, чем если бы вы хотели сделать полностью четкий, застывший снимок, и попробуйте произвести съемку в непрерывном режиме, чтобы получить много кадров.
● • Продолжайте поворачиваться, даже после того, как объект прошел мимо и вы убрали палец с кнопки.
● • Продолжайте практиковаться, и со временем вы овладеете этой техникой.
Правильно выполненное панорамирование выполняет двойную задачу. Во-первых, оно передает динамику момента, а во-вторых, размытый фон не отвлекает внимание зрителя